Приложение № 1.1.16
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»,
утверждённой приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 29.08.2025 г. № 80-д
Подписан: Сарычева Светлана Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Усть-Ницинское,
T=ДИРЕКТОР, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
УСТЬ-НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=02591216941, ИНН=665100385157,
E=ust-nizsoh@mail.ru, G=Светлана Юрьевна, SN=Сарычева,
CN=Сарычева Светлана Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
.
Рабочая программа учебного предмета (курса)
________________ Индивидуальный проект______________
(наименование учебного предмета (курса))
__________среднее общее образование___10 класс______________
(Уровень общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Составители программы:
Кривоногова Е.Н., учитель, первая квалиф. категория
(ФИО)
______2025 г._______
(год составления рабочей программы)
(должность)
(квалификационная категория)
Пояснительная записка
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной,
художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух
лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен
быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного
проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы.
Задачи курса:
— реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
— повышение эффективности
освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования
и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает
практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в
их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.
На изучение предмета «индивидуальный проект» в 10 классе отводится 34 часа
(1 час в неделю).
Планируемые результаты
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Личностные результаты:
– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
– действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и
тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен
задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь
находить ответ на вопрос);
– действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
Метапредметные результаты
Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую
модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
умение структурировать знания;
− умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
− выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
− рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
− смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся
к различным жанрам;
− определение основной и второстепенной информации;
− свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей;
− понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
− постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске сборе информации;
− разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
− управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты:
— давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование,
исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски
проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования,
экспертное знание;
— раскрывать этапы цикла проекта;
— самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при
решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
— владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
— публично излагать результаты проектной работы.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Что
такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект;
технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из
открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии). Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий. «Сто двадцать лет на службе стране».
Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Волонтёрские
проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные,
информационно-консультативные, экологические. Анализ проекта сверстника.
Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца»,
разработанного и реализованного старшеклассником. Анализ проекта сверстника.
Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных
сферах деятельности человека. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект
исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём элементы образа
будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к
проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Выдвижение и
формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование
результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями
разных предметных дисциплин. Планирование действий. Освоение понятий:
планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Источники
финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные
фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды,
фондовый рынок, краудфандинг. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над
проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Модели и способы
управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл
проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Возможные
риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Практическое занятие по
анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие
по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных
замыслов. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по
туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников:
проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское
решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и
его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение,
технология, технологическая долина, агротехнологии. Видим за проектом
инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность,
выборка респондентов. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования
видеоролика для продвижения проекта. Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников, рекомендации к ее подготовке и проведению.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Индивидуальный проект
1.1
Культура исследования и
проектирования
6
1.2
Самоопределение
4
https://workproekt.ru/
1.3
Замысел проекта
4
https://workproekt.ru/
1.4
Условия реализации проекта
3
https://workproekt.ru/
1.5
Трудности реализации проекта
5
1.6
1.7
1.8
Предварительная защита и
экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
Дополнительные возможности
улучшения проекта
Презентация и защита
индивидуального проекта
0,5
1,5
https://workproekt.ru/
https://workproekt.ru/
https://workproekt.ru/
4
0,5
https://workproekt.ru/
6
https://workproekt.ru/
2
Итого по разделу
34
0
2,5
Общее количество часов по программе
34
0
0
Поурочное планирование
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Что такое проект и почему реализация
проекта — это сложно, но интересно
1
https://workproekt.ru/
2
Выдвижение проектной идеи как
формирование образа будущего
1
https://workproekt.ru/
3
Техническое проектирование и
конструирование как типы деятельности
1
https://workproekt.ru/
4
Социальное проектирование: как сделать
лучше общество, в котором мы живём
1
https://workproekt.ru/
5
Анализируем проекты сверстников:
социальный проект «Дети одного Солнца»
1
6
Исследование как элемент проекта и как
тип деятельности
1
https://workproekt.ru/
7
Проекты и технологии: выбираем сферы
деятельности
1
https://workproekt.ru/
8
Создаём элементы образа будущего: что мы
хотим изменить своим проектом
1
https://workproekt.ru/
9
Формируем отношение к проблемам:
препятствие или побуждение к действию?
1
https://workproekt.ru/
10
Первичное самоопределение. Обоснование
актуальности темы для проекта или
исследования
1
11
Понятия «проблема» и «позиция» при
осуществлении проектирования
1
https://workproekt.ru/
1
https://workproekt.ru/
12
Формулирование цели проекта
0,5
https://workproekt.ru/
https://workproekt.ru/
13
Целеполагание и постановка задач.
Прогнозирование результатов проекта
1
https://workproekt.ru/
14
Поиск недостающей информации, её
обработка и анализ
1
https://workproekt.ru/
15
Планирование действий — шаг за шагом по
пути к реализации проекта
1
https://workproekt.ru/
1
https://workproekt.ru/
1
https://workproekt.ru/
1
https://workproekt.ru/
1
https://workproekt.ru/
16
17
18
19
Источники финансирования проекта
Модели управления проектами
Переход от замысла к реализации проекта
Риски проекта
20
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Завод по переработке пластика»
1
0,5
21
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов
1
0,5
22
Практическое занятие. Анализ проектов
сверстников: туризм и краеведение
1
0,5
23
Позиция эксперта
https://workproekt.ru/
https://workproekt.ru/
https://workproekt.ru/
Предварительная защита проектных и
исследовательских работ
1
25
Оцениваем проекты сверстников: проект
«Разработка портативного
металлоискателя»
1
27
Оценка начального этапа исследования
Технология как мост от идеи к продукту
https://workproekt.ru/
1
24
26
https://workproekt.ru/
https://workproekt.ru/
0,5
1
https://workproekt.ru/
1
https://workproekt.ru/
28
Видим за проектом инфраструктуру
1
https://workproekt.ru/
29
Опросы как эффективный инструмент
проектирования
1
https://workproekt.ru/
30
Возможности социальных сетей. Сетевые
формы проектов
1
https://workproekt.ru/
31
Использование видеоролика в продвижении
проекта
1
https://workproekt.ru/
32
Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской
деятельности
1
33-34
Презентация и защита индивидуального
проекта
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
https://workproekt.ru/
34
https://workproekt.ru/
0
2,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват.
Организаций / ⌠М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак⌡. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с. – (Профильная школа).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• https://workproekt.ru/