Приложение № 1.2 к АООП
утверждено приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 28.08.2020г. № 62-д
Сарычева Светлана Юрьевна
я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
с. Усть-Ницинское
2021-09-25 14:46:10
Рабочая программа учебного предмета (курса)
___ Чтение (Литературное чтение) ___
(наименование учебного предмета (курса))
_ 5-9класс_
( коррекционные классы)
Составители программы:
Гагарина Е.Н учитель, первая квалиф. категория
(ФИО)
(должность)
(квалификационная категория)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для предметной области, готовность их
применения. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Чтение (Литературное чтение)» на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по
содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью
учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для
внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм
орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
2
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного
отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с
помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью
взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка,
былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и
зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и
научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во
имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их
дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам.
Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и
подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения
(коллективное или с помощью учителя).
3
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№
Количество
Тема
п/п
часов
1.
Элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
1
оглавление, предисловие, послесловие. Знакомство с учебником.
2.
Устное народное творчество. Считалки.
1
3.
Заклички-приговорки.
1
4.
Потешки.
1
5.
Пословицы и поговорки.
1
6.
Загадки.
1
7.
Сказки. Борьба добра и зла в русской народной сказке «Никита
1
Кожемяка».
8.
Правда и вымысел в тофаларской сказке «Как наказали медведя». Сказки
1
о животных.
9.
Истинное богатство в башкирской сказке «Золотые руки». Словесный
1
портрет.
10. Герои и события в русской народной сказке «Морозко».
1
11. Развитие речи. Пересказ эпизода из русской народной сказки «Морозко».
1
12. Мудрость русской сказки «Два Мороза». Чтение по ролям.
1
13. Чему учит татарская сказка «Три дочери».
1
14. Внеклассное чтение. Русские волшебные сказки.
1
15. Портрет и характер царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи
1
богатырях» (отрывки) А.Пушкина.
16. Царевна попала в беду в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1
А.Пушкина. Отношение автора к героине.
17. Природа – участница событий в «Сказке о мёртвой царевне и о семи
1
богатырях» А.Пушкина. Главные и второстепенные герои.
18. Победа добра над злом в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1
А.Пушкина.
19. Волшебство в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1
А.Пушкина. Иллюстрации к сказке. Средства выразительности
(логическая пауза, темп, ритм).
20. Кто такая Серая Шейка в сказке «Серая Шейка» по Д.Мамину-Сибиряку.
1
Пересказ по плану и словосочетаниям.
21. Знакомство с Зайцем в сказке «Серая Шейка» по Д.Мамину-Сибиряку.
1
22. Встреча с Лисой в сказке «Серая Шейка» по Д.Мамину-Сибиряку.
1
23. Приход зимы в сказке «Серая Шейка» по Д.Мамину-Сибиряку. Описание
1
природы.
24. Спасение уточки в сказке «Серая Шейка» по Д.Мамину-Сибиряку.
1
Чтение по ролям.
25. Правда и вымысел в сказке «Серая Шейка» по Д.Мамину-Сибиряку.
1
26. Повторение по темам «Устное народное творчество» и «Сказки».
1
27. Внеклассное чтение. Моя любимая сказка.
1
28. Развитие речи. Составление рассказа «Почему я люблю сказки».
1
29. Картины родной природы. Лето. Главные приметы лета в рассказе
1
Г.Скребицкого «Июнь».
30. Картина летнего дня в стихотворении И.Сурикова «Ярко солнце
1
светит…». Стихотворение, рифма, строка, строфа.
31. А.Платонов. «Июльская гроза» (отрывки). Начало грозы. Забота Наташи
1
о брате.
32. А.Платонов. «Июльская гроза». Новая вспышка грозы
1
4
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
А.Платонов. «Июльская гроза». Как старик помог детям. Оценка
поступка старика.
Чувства поэта в стихотворении А.Прокофьева «Берёзка».
Тема стихотворения Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…».
Развитие речи. Описание природы родной местности.
Повторение по теме «Лето».
Осень. Картина ранней осени в рассказе «Сентябрь» по Г.Скребицкому.
Приметы осени в рассказе «Золотая осень» по И.Соколову-Микитову.
Настроение стихотворения К.Бальмонта «Осень».
Герои и события в рассказе «Добро пожаловать» по Г.Скребицкому.
Составление плана.
Русский огород в рассказе «Осенние грусти…» по В.Астафьеву.
Сравнение в описании.
Настроение стихотворения И.Бунина «Первый снег».
Развитие речи. Устный рассказ «Наступает осень».
Повторение по теме «Осень».
Внеклассное чтение. Картины осени в стихотворениях русских поэтов.
О друзьях-товарищах. Прозвище мальчика и его характер в рассказе
Ю.Яковлева «Колючка».
Красота поступка Веры в рассказе Ю.Яковлева «Колючка». Содержание
иллюстрации.
Смысл названия рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася».
Герои и события в отрывке из книги Н.Носова «Витя Малеев в школе и
дома». Подпись к иллюстрации.
Шахматный поединок в рассказе В.Медведева «Фосфорический
мальчик». Краткий пересказ.
Подарки учеников в рассказе Л.Воронковой «Дорогой подарок».
Составление вопросов к содержанию первой части.
Случайные подарки для тёти Нюры в рассказе Л.Воронковой «Дорогой
подарок». Составление вопросов к содержанию второй части.
Главная мысль рассказа Л.Воронковой «Дорогой подарок».
Смысл названия стихотворения Я.Акима «Твой друг».
Повторение по теме «О друзьях-товарищах».
Внеклассное чтение. Тема дружбы в повести А.Гайдара «Тимур и его
команда».
Главный смысл басни И.Крылова «Ворона и Лисица».
Главный смысл басни И.Крылова «Щука и Кот». Выразительное чтение.
Главные слова басни И.Крылова «Квартет». Чтение по ролям.
Повторение по теме «Басни И.Крылова».
Спешите делать добро. Содержание рассказа Н.Хмелик «Будущий
олимпиец».
О.Бондарчук. «Слепой домик». Главная мысль рассказа.
Борина семья в рассказе В.Осеевой «Бабка».
Мудрость бабушки в рассказе В.Осеевой «Бабка».
Что человеку нужно в старости в рассказе В.Осеевой «Бабка».
Последний бабушкин подарок в рассказе В.Осеевой «Бабка».
Мать и сын в рассказе А.Платонова «Сухой хлеб». Описание природы.
Смысл названия рассказа А.Платонова «Сухой хлеб». Выборочный
пересказ.
Мать и дочь в отрывке «Люся» из повести В.Распутина «Последний
срок». Составление плана, пересказ.
Главная мысль стихотворения В.Брюсова «Труд».
Содержание и настроение стихотворения Р.Рождественского «Огромное
небо».
Повторение по теме «Спешите делать добро».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
Внеклассное чтение. Газеты и журналы для детей.
Картины родной природы. Зима. Зимний лес в стихотворении
Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».
Наступление зимы в рассказе Г.Скребицкого «Декабрь». Пересказ по
плану.
Смысл названия стихотворения К.Бальмонта «К зиме».
История зайца в рассказе Г.Скребицкого «Всяк по-своему». Рассказ от
лица зайца.
Настроение стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает…».
Картина природы в стихотворении С.Есенина «Берёза».
Настроение стихотворения А.Пушкина «Зимняя дорога».
Повторение по теме «Зима».
Развитие речи. Сочинение «Зима» по плану.
Внеклассное чтение. Зима в произведениях русских писателей.
Весна. Приметы весны в рассказе Г.Скребицкого «Март» и в
стихотворении А.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…».
Весенние ручьи в отрывке из повести А.Толстого «Детство Никиты».
Картина весны и сравнение в стихотворении А.Пушкина «Гонимы
вешними лучами…».
Картины природы в стихотворении А.Блока «Ворона».
Настроение стихотворения Е.Серовой «Подснежник».
Появление птиц в рассказе И.Соколова-Микитова «Весна».
Настроение стихотворения И.Бунина «Крупный дождь в лесу
зелёном…».
Словесная картина к стихотворению С.Есенина «Черёмуха».
Настроение стихотворения Я.Акима «Весна, весною, о весне».
Выразительное чтение.
Повторение по теме «Весна».
Развитие речи. Устный рассказ по плану «Наступает весна».
Внеклассное чтение. «От первых проталин до первой грозы»: весна в
рассказах Г.Сребицкого. Отчёт о прочитанном произведении.
О животных. Тёма и Жучка в рассказе Н.Гарина-Михайловского
«Детство Тёмы» (отрывок).
Тёма спас Жучку в рассказе Н.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»
(отрывок). Иллюстрации к рассказу.
Желтухин в рассказе А.Толстого «Детство Никиты» (отрывок).
Птенец осваивается на новом месте в рассказе А.Толстого «Детство
Никиты».
История Желтухина в рассказе А.Толстого «Детство Никиты». Подписи
к иллюстрациям.
История кота в рассказе К.Паустовского «Кот Ворюга».
Внеклассное чтение. Рассказы К.Паустовского из сборника «Заячьи
лапы».
Яшка на новом месте в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку».
Как Яшка провёл ночь в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку».
Проказы Яшки в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку».
Весёлая летняя жизнь в стихотворении Э.Асадова «Дачники».
Главная мысль стихотворения Э.Асадова «Дачники».
Герои и события в произведении Ф.Абрамова «Из рассказов Олёны
Даниловны».
Главная мысль стихотворения С.Михалкова «Будь человеком».
Повторение по теме «О животных». Сравнение стихотворений
Э.Асадова «Дачники» и С.Михалкова «Будь человеком».
Развитие речи. Рассказ о своём любимце.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
113. Из прошлого нашего народа. Москва собирает войско в рассказе «На
поле Куликовом» по О.Тихомирову.
114. Куликовская битва и её итог в рассказе «На поле Куликовом» по
О.Тихомирову.
115. «Бородино», «Ключи», «Конец похода» - рассказы о войне 1812 года по
С.Алексееву.
116. Внеклассное чтение. Исторические рассказы для детей О. Тихомирова и
С.Алексеева.
117. Развитие речи. Отзыв на исторический рассказ, прочитанный
самостоятельно.
118. Дружная семья в отрывке из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос».
119. Бродячая труппа в рассказе А.Куприна «Белый пудель» (отрывки).
120. Мальчик на террасе в рассказе А.Куприна «Белый пудель».
121. Представление на даче «Дружба» в рассказе А.Куприна «Белый пудель».
Содержание иллюстрации.
122. Развитие речи. Сравнение жизни двух мальчиков – Сергея и Трилли по
рассказу А.Куприна «Белый пудель».
123. Герои и события в рассказе «Снега, поднимитесь метелью!» по
Л.Жарикову.
124. Настроение стихотворения Ю.Коринца «У Могилы Неизвестного
Солдата».
125. Повторение по теме «Из прошлого нашего народа».
126. Развитие речи. Рассказ о любимом герое.
127. Из литературы Урала. Татарские народные сказки. Главная мысль
сказки «Умная девушка».
128. Тема стихотворений В.Телегиной «Дождь», «Мухомор», «Боровичок»,
«Опята».
129. Промежуточная аттестация.
130. Из произведений зарубежных писателей. Герои и события в рассказе
В.Гюго «Гаврош». Характер Гавроша.
131. Главный герой и его характер в отрывке М.Твена «Приключения Тома
Сойера».
132. С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
(отрывки). Встреча с лесным гномом. Нильс и Мартин улетели в
Лапландию.
133. Герои и события в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка».
134. Внеклассное чтение. Волшебство в сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».
135. Повторение по теме «Из произведений зарубежных писателей».
136. Читательская конференция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 класс
№
Тема
п/п
1.
Элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие. Знакомство с учебником.
2.
Смысл слова «Родина» в рассказе по В.Пескову «Отечество». Пословицы
и поговорки о Родине.
3.
Любовь к Родине в стихотворении М.Ножкина «Россия».
4.
Воспоминания детства в рассказе М.Пришвина «Моя Родина». Пересказ
текста по плану.
5.
Картины природы в рассказе В.Бианки «Сентябрь». Народные приметы.
6.
Красота природы в стихотворении И.Бунина «Лес, точно терем
расписной…».
7.
Стихотворение, рифма, строка, строфа.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Развитие речи. Сравнение описания осени у В.Бианки и И.Бунина.
Герои рассказа Ю.Качаева « Грабитель».
Рискованное путешествие в рассказе Б.Житкова «Белый домик».
Озаглавливание и пересказ 1 части рассказа.
Рискованное путешествие в рассказе Б.Житкова «Белый домик».
Озаглавливание и пересказ 2 части рассказа. Словесное рисование.
А.Белорусец. «Звонкие Ключи». Жизнь мальчика в деревне.
А.Белорусец. «Звонкие Ключи». Мотивы поступков мальчика в рассказе.
Развитие речи. Сопоставление и оценка поступков мальчиков из
рассказов Б.Житкова «Белый домик» и А.Белорусца «Звонкие Ключи».
К.Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и отзывчивость людей в
рассказе.
Основная мысль рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы».
«Осенний день в берёзовой роще» - пейзаж из рассказа «Свидание»
И.Тургенева. Средства выразительности в произведении. Подробный
пересказ.
Озаглавливание частей в рассказе Е.Носова «Хитрюга».
Внеклассное чтение. Рассказы русских писателей о животных.
Развитие речи. Рассказ «Животные моего края».
Картины природы в рассказе В.Бианки «Октябрь». Народные приметы.
Развитие речи. Сочинение «Осень в родном крае».
Авторское и собственное отношение к герою и его поступку в
стихотворении С.Михалкова «Будь человеком».
Учимся читать выразительно. Средства выразительности: логическая
пауза, темп, ритм.
Развитие речи. Рассказ «Мои друзья в природе».
Тема стихотворения Б.Заходера «Петя мечтает».
Авторская сказка. Чему учит сказка Д.Биссета «Слон и муравей»?
Главная мысль сказки Д.Биссета «Кузнечик Денди».
Развитие речи. Сравнение сказок Д.Биссета «Слон и муравей» и
«Кузнечик Денди».
Что значит быть добрым в рассказе Дж.Родари «Как один мальчик играл
с палкой».
Герои и события в сказке Дж.Родари «Пуговкин домик». Чтение по
ролям.
Творческий отчёт «Учимся видеть красоту».
Внеклассное чтение. Стихотворения С.Маршака.
Литературный жанр – былина. Особенности чтения былины.
Герои и события в отрывке из былины «Илья Муромец и Соловейразбойник». Наказ отца. Чтение по ролям.
Внеклассное чтение. Подвиг богатыря в былине «Илья Муромец и
Соловей-разбойник».
Настроение стихотворения Ф.Глинки «Москва». Выразительное чтение.
Картины природы в рассказе В.Бианки «Ноябрь». Образные выражения.
Народные приметы.
Пётр I в рассказе по С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря». Пересказ
своими словами.
Пётр I в рассказе по С.Алексееву «На берегу Невы». Пересказ по плану.
Развитие речи. Сравнение рассказов С.Алексеева о Пётре I.
«Рассказы о русском подвиге» по С.Алексееву. Мотивы поступков
героев в рассказе «Медаль».
Портрет молодого офицера в рассказе «Гришенька» по С.Алексееву.
«Великодушный русский воин» по Е.Холмогоровой. Мечты героя
рассказа «Серебряный лебедь».
Черты характера Николая Раевского в рассказе «Боевое крещение» по
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
Е.Холмогоровой.
Содержание рассказа «День рождения Наполеона» по Е.Холмогоровой.
Пересказ рассказа.
«В дни спокойные» по Е.Холмогоровой. Сбылась ли мечта Николая
Раевского?
Главные и второстепенные герои и их имена в сказке по Н.Носову «Как
Незнайка сочинял стихи».
Особенности поведения героев сказки по Н.Носову «Как Незнайка
сочинял стихи». Чтение по ролям.
Внеклассное чтение. Истории о Незнайке Н.Носова.
Е.Пермяк. «Тайна цены». Деление текста сказки на части и их
озаглавливание.
Развитие речи. Составление плана к сказке Е.Пермяка «Тайна цены».
Пересказ по составленному плану.
Правила вежливости в рассказе Д.Гальпериной «Здравствуйте».
Развитие речи. Пересказ по плану рассказа Д.Гальпериной
«Здравствуйте».
Картины природы в рассказе В.Бианки «Декабрь». Народные приметы.
Загадки о зиме. Тема стихотворений Е.Благининой «Новогодние
загадки».
Настроение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы».
Смысл названия рассказа А.Дорохова «Тёплый снег». Словесное
рисование.
Картины природы в стихотворении А.Пушкина «Вот север, тучи
нагоняя...».
Тема рассказа Д.Хармса «Пушкин». Чтение по ролям.
Внеклассное чтение. Сказки А.Пушкина.
Викторина по сказкам А.Пушкина.
Газеты и журналы для детей.
Развитие речи. Отчёт о прочитанном произведении.
Картины природы в рассказе В.Бианки «Январь». Народные приметы.
Жизнь ёлочки до Рождества в сказке Х.-К.Андерсена «Ель».
Жизнь ёлочки после Рождества в сказке Х.-К.Андерсена «Ель».
Главная мысль сказки Х.-К.Андерсена «Ель».
Герои рассказа А.Чехова «Ванька». Пересказ рассказа.
Развитие речи. Сравнение стихотворений И.Никитина «Весело сияет
месяц над селом…» и И.Сурикова «Белый снег пушистый…».
Главные и второстепенные герои рассказа М.Зощенко. «Ёлка».
Чему учит рассказ М.Зощенко «Ёлка»?
Жизнь людей на Чукотке в рассказе Ю.Рытхэу «Пурга». Пересказ
рассказа.
Главная мысль рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость».
Пересказ рассказа.
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме.
Картины природы в рассказе В.Бианки «Февраль». Народные приметы.
Сравнение Дочки и Падчерицы в сказке С.Маршака «Двенадцать
месяцев». Характер Мачехи.
С.Маршак. «Двенадцать месяцев». Характеристика Падчерицы.
Х.-К.Андерсен. «Снежная королева». Волшебное зеркало. Дружба Герды
и Кая.
Х.-К.Андерсен. «Снежная королева». Кай изменился.
Х.-К.Андерсен. «Снежная королева». Кай и Снежная королева.
Выборочный пересказ.
Х.-К.Андерсен. «Снежная королева». Герда в чудесном саду.
Х.-К.Андерсен. «Снежная королева». Встреча Герды и ворона.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
Х.-К.Андерсен. «Снежная королева». Герда у разбойников.
Х.-К.Андерсен. «Снежная королева». Описание чертогов Снежной
королевы. Герда спасает Кая.
Главная мысль сказки Х.-К.Андерсена «Снежная королева».
Развитие речи. Сравнение сказок «Двенадцать месяцев» С.Маршака и
«Снежная королева» Х.-К.Андерсена.
Внеклассное чтение. Сказки Х.-К.Андерсена.
Наступление весны в стихотворении С.Смирнова «Первые приметы».
Развитие речи. Написание рассказа «Моё любимое время года».
Картины природы в рассказе В.Бианки «Март». Народные приметы.
Приход весны в разных странах в рассказе по В.Пескову «Весна идёт».
Развитие речи. Устное описание картины К.Юнона «Мартовское
солнце».
Лес весной в рассказе М.Пришвина «Жаркий час».
Темп повествования в рассказе М.Пришвина «Жаркий час».
Г.Скребицкий. «Весенняя песня». Как птицы прогнали Зиму в сказке.
Образные слова и выражения в сказке Г.Скребицкого «Весенняя песня».
Подробный пересказ отрывка «Как жаворонок спел первую весеннюю
песенку» из сказки Г.Скребицкого «Весенняя песня».
Картины природы в стихотворении В.Жуковского «Жаворонок».
Развитие речи. Сравнение романса М.Глинки «Жаворонок» и
стихотворения В.Жуковского «Жаворонок». Собственное настроение.
Приход весны в отрывке из рассказа А.Толстого «Детство Никиты».
Тема стихотворения А.Твардовского «Как после мартовских метелей…».
Развитие речи. Сравнение в стихотворении А.Плещеева «И вот шатёр
свой голубой…». Словесное рисование.
Внеклассное чтение. Русские поэты о весне.
Картины природы в рассказе В.Бианки «Апрель». Народные приметы.
Развитие речи. Устное описание картины И.Левитана «Весна. Большая
вода».
Развитие речи. Сравнение содержания картины И.Левитана «Весна.
Большая вода», стихотворения В.Жуковского «Жаворонок» и романса
М.Глинки.
К.Паустовский. «Стальное колечко». Герои и события. Заголовок к 1
части рассказа. Чтение по ролям.
К.Паустовский. «Стальное колечко». Изменения в жизни Варюши и
дедушки. Заголовок ко 2 части рассказа. Пересказ.
К.Паустовский. «Стальное колечко». Заголовок к 3 части рассказа.
Описание весеннего леса.
Развитие речи. Написание рассказа «Приход весны в родном крае».
Герои рассказа по В.Астафьеву «Злодейка». Пересказ рассказа.
Кто живёт в зоосаде в «Рассказах про зверей» по Е.Барониной.
Кто лечит животных в «Рассказах про зверей» по Е.Барониной.
Развитие речи. Рассказ «Моё домашнее животное».
Настроение рассказа В.Драгунского «Кот в сапогах».
Кто храбрее в сказке Д.Хармса «Заяц и ёж». Выразительное чтение по
ролям.
Мораль басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна». Чтение по ролям.
Внеклассное чтение. Рассказы В.Бианки.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р.Киплингу. Как мангуст оказался в доме
человека. Встречи в саду.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р.Киплингу. Мужество Рикки. Главный подвиг
мангуста.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р.Киплингу. Птицы пришли на помощь
мангусту. Большая победа Рикки-Тикки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
123. Развитие речи. Выборочный пересказ сказки «Рикки-Тикки-Тави» по
Р.Киплингу.
124. Настроение в стихотворении В.Набокова «Дождь пролетел и сгорел на
лету…».
125. Картины природы в рассказе В.Бианки «Май». Народные приметы.
126. Грусть воспоминаний в стихотворении М.Дудина «Наши песни спеты на
войне».
127. Содержание сказки В.Медведева «Звездолёт «Брунька». Разделение
текста на части и их озаглавливание.
128. Внеклассное чтение. Рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми
шишками». Герои и события.
129. Герои и события в сказке «Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери.
Пересказ сказки.
130. Смысл названия рассказа В.Астафьева «Зорькина песня».
131. Тема стихотворения Н.Рыленкова «Нынче ветер, как мальчишка,
весел…».
132. Промежуточная аттестация.
133. Из литературы Урала. Удмуртские народные сказки. Мудрость сказки
«Ласточка и комар».
134. Д.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Содержание «Сказки про
Комара Комаровича-Длинный Нос».
135. Родина в стихотворениях В.Телегиной «Зажгитесь, снега!», «В добрый
путь!».
136. Читательская конференция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 класс
№
Тема
п/п
1.
Элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие. Знакомство с учебником.
2.
Устное народное творчество. Жанры фольклора: сказка, былина,
народная песня, пословица, загадка.
3.
Присказка и зачин в сказке.
4.
Мечта народа о справедливости в сказке «Сивка-Бурка».
5.
Чему учит русская народная сказка «Журавль и Цапля».
6.
Главная мысль русской народной сказки «Умный мужик».
7.
Внеклассное чтение. Русские народные сказки.
8.
Литературный жанр: былина. Характеры героев былины «Три поездки
Ильи Муромца».
9.
Язык былины «Три поездки Ильи Муромца».
10. Сравнение в песне «Ах, кабы на цветы не морозы…».
11. Содержание песни «По улице мостовой».
12. Пословицы.
13. Загадки.
14. Из произведений русской литературы XIX века. А.С.Пушкин.
Детство и лицейские годы.
15. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Решение царя. Заговор сестёр.
16. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Чудеса на острове Буян.
17. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Справедливое наказание.
18. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Встреча с сыном. Главные и
второстепенные герои.
19. Настроение стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
20. Сказочные герои и чудеса в отрывке «У Лукоморья…» из поэмы
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Литературный жанр - стихотворение. Рифма, строка, строфа.
М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта.
Тема и главная мысль стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
И.А.Крылов. Жизнь и творчество.
Литературный жанр - басня. Мораль басни И.А.Крылова «Кукушка и
Петух».
Тема басни И.А.Крылова «Волк и Журавль».
Основная мысль басни И.А.Крылова «Слон и Моська».
Внеклассное чтение. Басни дедушки Крылова.
Развитие речи. Творческий отчёт по творчеству И.А.Крылова.
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.
Тяжёлая судьба пахаря в стихотворении Н.А.Некрасова «Несжатая
полоса».
Забавный случай в стихотворении Н.А.Некрасова «Генерал Топтыгин».
Внеклассное чтение. В мире поэзии Н.А.Некрасова.
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». (В сокращении). Жилин и
Костылин попадают в плен. Отношение автора к героям.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». В плену у горцев. Описание
деревни.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин завоевал доверие Дины.
Беседа по вопросам.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Как Жилин готовился к побегу.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Неудачный побег.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин спасаются из
плена.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Сравнение описания Дины и
старухи. Авторское отношение к героям.
Рассказ по плану: дружба Жилина и Дины по рассказу Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник».
Развитие речи. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. По
рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Нахождение предложений к иллюстрациям.
Творческий отчёт по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
А.П.Чехов. Жизнь и творчество.
Содержание рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».
Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Внеклассное чтение. Рассказы А.П.Чехова.
В.Г.Короленко. Жизнь и творчество.
В.Г.Короленко. «Дети подземелья». «Я и мой отец».
В.Г.Короленко. «Дети подземелья». «Я приобретаю новое знакомство».
Беседа по вопросам.
В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Пейзаж в главе «Я приобретаю
новое знакомство». Восприятие красоты природы Васей и Валеком.
В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Разделение главы «Я приобретаю
новое знакомство» на части по данному плану.
Развитие речи. В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Пересказ главы «Я
приобретаю новое знакомство» по плану.
В.Г.Короленко. «Дети подземелья». «Знакомство продолжается».
Сравнение по плану Сони и Маруси.
В.Г.Короленко. «Дети подземелья». «Осенью». Выборочное чтение.
В.Г.Короленко. «Дети подземелья». «Кукла». Нахождение предложений
к иллюстрации.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
Смысл названия повести В.Г.Короленко. «Дети подземелья».
Развитие речи. Сочинение по плану и опорным словам «Минуты радости
и тревоги».
Развитие речи. Сочинение по плану и опорным словам «Минуты радости
и тревоги».
Внеклассное чтение. Рассказы В.Г.Короленко.
Из произведений русской литературы XX века. А.М.Горький. Жизнь
и творчество. Псевдоним писателя. Автобиография писателя.
А.М.Горький. «Детство». Жизнь в доме деда глазами Алеши.
А.М.Горький. «Детство». История с напёрстком. Чтение по ролям
диалога.
А.М.Горький. «Детство». Наказание Алёши.
А.М.Горький. «Детство». Бабушка и Цыганок. Оценка их поступков.
А.М.Горький. «Детство». Характеристика Алёши.
Внеклассное чтение. Повесть А.М.Горького «Детство».
А.М.Горький. «В людях» (отрывки из повести). В доме чертёжника.
А.М.Горький. «В людях». Страсть к чтению.
А.М.Горький. «В людях». Смешное и грустное в истории с самоваром.
Развитие речи. А.М.Горький. «В людях». Выборочный пересказ по
иллюстрациям.
А.М.Горький. «В людях». Озаглавливание частей, запись плана.
А. М. Горький. «В людях». Составление плана характеристики Алёши.
Грусть стихотворения М. В. Исаковского «Детство». Чтение по ролям.
Настроение стихотворения М. В. Исаковского «Ветер».
Красота природы в стихотворении М. В. Исаковского «Весна».
Выразительное чтение.
К.Г.Паустовский. «Последний чёрт». Поход за ягодами.
Развитие речи. К. Г. Паустовский. «Последний чёрт». Словесное
рисование «Картина жаркого летнего дня».
К.Г.Паустовский. «Последний чёрт». Что за птица?
К.Г.Паустовский. «Последний чёрт». Речь деда Митрия. Отношение
автора к герою.
Внеклассное чтение. Рассказы К.Г.Паустовского.
М.М.Зощенко. «Великие путешественники». Комические ситуации в
походе.
Смысл заглавия рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники».
Развитие речи. Рассказ о смешной ситуации в жизни.
К.М.Симонов. «Сын артиллериста». Как у Лёньки оказалось два отца.
К.М.Симонов. «Сын артиллериста». Подвиг героя.
Главная мысль стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста».
Развитие речи. Пересказ содержания стихотворения К.М.Симонова «Сын
артиллериста» от лица Лёньки.
Подвиг русских моряков в рассказе В.П.Катаева «Флаг».
Развитие речи. Сравнение стихотворения К.М.Симонова «Сын
артиллериста» и рассказа В.П.Катаева «Флаг».
Внеклассное чтение. Стихотворения А.А.Суркова из цикла
«Победители».
Главная мысль стихотворения Н.И.Рыленкова «Деревья».
Развитие речи. Сравнение стихотворений М.В.Исаковского «Детство» и
Н.И.Рыленкова «Деревья».
Народные приметы в стихотворении Н.И.Рыленкова «Весна без
вещуньи-кукушки…». Выразительное чтение.
Красота русской природы в стихотворении Н.И.Рыленкова «Всё в
тающей дымке…».
Внеклассное чтение. Поэты о русской природе.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
Ю.И.Коваль. «Капитан Клюквин». Автор в рассказе.
Ю.И.Коваль. «Капитан Клюквин». Характеристика клеста по плану.
Главная мысль рассказа Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».
Деление рассказа Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин» на части.
Озаглавливание частей.
Развитие речи. Краткий пересказ рассказа Ю.И.Коваля «Капитан
Клюквин» по плану.
Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Отношение автора к Акиму
Ильичу.
Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Комизм ситуаций. Чтение по
ролям.
Развитие речи. Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Описание собаки
по плану.
Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Вопросы автору.
Развитие речи. Пересказ рассказа Ю.И.Коваля «Картофельная собака» от
имени Тузика.
Ю.Я.Яковлев. «Багульник». Почему Коста всегда хотел спать?
Ю.Я.Яковлев. «Багульник». Характер Косты.
Смысл названия рассказа Ю.Я.Яковлева «Багульник».
Ю.Я.Яковлев. «Багульник». Герой и его поступки - урок доброты.
Описание собак в рассказе Ю.Я.Яковлева «Багульник».
Иллюстрации к рассказу Ю.Я.Яковлева «Багульник».
Развитие речи. Рассказ о собаках от лица Косты по рассказу
Ю.Я.Яковлева «Багульник».
Развитие речи. Рассказ о Косте по плану по рассказу Ю.Я.Яковлева
«Багульник».
Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе человека и животного.
Отец и сын в рассказе Р.П.Погодина «Время говорит – пора».
Почему Володя ушёл из дома в рассказе Р.П.Погодина «Время говорит–
пора».
Почему Володя выбрал специальность отца в рассказе Р.П.Погодина
«Время говорит – пора».
Развитие речи. Р.П.Погодин о весёлых людях. Личное отношение по
теме высказывания.
Жестокое испытание в рассказе А.Г.Алексина «Двадцать девятое
февраля». Чтение по ролям.
Разделение рассказа А.Г.Алексина «Двадцать девятое февраля» по плану.
Развитие речи. Пересказ рассказа А.Г.Алексина «Двадцать девятое
февраля» по плану.
Тема стихотворения К.Я.Ваншенкина «Мальчишка».
Настроение стихотворения К.Я.Ваншенкина «Снежки».
Промежуточная аттестация.
Из произведений зарубежных писателей. Книга Дж.Свифта
«Путешествие Гулливера».
Книга Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».
Из литературы Урала. Сказки народа коми. Содержание сказки «Мышь
и сорока».
Герои и события в сказе П.П.Бажова «Огневушка-Поскакушка».
Узнай себя в стихотворениях Е.Е.Хоринской «Гриша Обещалкин» и
«Адик–мечтатель».
Газеты и журналы для детей.
Развитие речи. Отчёт о прочитанном произведении.
Читательская конференция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 класс
14
№
Тема
п/п
1.
Элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие. Знакомство с учебником.
2.
Устное народное творчество. Сказка – вид устного народного
творчества. Виды сказок. Концовки сказок.
3.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Добрые поступки
Мартынки.
4.
Добро торжествует, зло наказывается в русской народной сказке
«Волшебное кольцо».
5.
Пословицы и поговорки.
6.
Литературный жанр – баллада. Тема баллады В.А.Жуковского
«Перчатка».
7.
Смысл названия баллады И.З.Сурикова «Нашла коса на камень».
Главные герои, их внешность.
8.
Поэтический жанр - былина. События и герои былины «Садко».
9.
Внеклассное чтение. Былины.
10. Произведения русских писателей XIX века. А.С.Пушкин. Жизнь и
творчество.
11. А.С.Пушкин и Г.Р.Державин в рассказе М.Я.Басиной «Публичное
испытание».
12. Встреча друзей в «Записках о Пушкине» И.И.Пущина.
13. Главное в творчестве поэта в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина
«Памятник».
14. Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских
руд…».
15. Настроение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
16. Развитие речи. Сочинение «Солнечное зимнее утро».
17. Тема стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину».
18. Основная тема стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
19. Тема стихотворений А.С.Пушкина «Сожженное письмо» и «Я вас
любил».
20. Герои и события «Сказки о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкина.
21. Основная мысль «Сказки о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкина.
22. Иллюстрации к эпизодам «Сказки о попе и его работнике Балде»
А.С.Пушкина.
23. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
24. Тема отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта».
25. Тема отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина».
26. Настроение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».
27. Настроение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сосна».
28. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Печаль
опричника Кирибеевича. Портрет героини.
29. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Степан
Парамонович и Алёна Дмитриевна. Оценка поступка Кирибеевича.
30. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Бой на
Москве-реке.
31. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Средства
выразительности в описании утра.
32. Зачин и конец «Песни про царя Ивана Васильевича…».
М.Ю.Лермонтова.
33. Внеклассное чтение. В мире поэзии М.Ю.Лермонтова.
34. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. Мораль басни.
35. Тема басни И.А.Крылова «Волк на псарне». Чтение по ролям.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
Мораль басни И.А.Крылова «Осёл и Соловей».
Мораль басни И.А.Крылова «Муха и Пчела». Чтение по ролям.
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.
Судьба народа в отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова
«Размышления у парадного подъезда».
Тяжёлая доля крестьянки в стихотворении Н.А.Некрасова «В полном
разгаре страда деревенская».
Русская женщина в отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз,
Красный нос».
Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос». Характеристика русской
женщины по данному плану.
Страницы русской истории в отрывке из поэмы Н.А.Некрасова «Русские
женщины». Выразительное чтение отрывка.
Внеклассное чтение. Стихотворения Н.А.Некрасова.
Любовь к родине в отрывке из стихотворения И.С.Никитина «Русь».
Главное содержание стихотворения И.С.Никитина «Утро на берегу
озера». Разделение стихотворения на части, озаглавливание.
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.
И.С.Тургенев. «Муму» (в сокращении). Герасим и его каморка.
И.С.Тургенев. «Муму». Герасим спас щенка.
И.С.Тургенев. «Муму». Барыня решила участь Муму. Деление отрывка
на части по плану. Пересказ с использованием иллюстрации.
И.С.Тургенев. «Муму». Исчезновение собачки.
И.С.Тургенев. «Муму». Возвращение Муму.
И.С.Тургенев. «Муму». Переполох в доме.
И.С.Тургенев. «Муму». Объяснение Гаврилы с Герасимом.
И.С.Тургенев. «Муму». Герасим подчинился барыне.
И.С.Тургенев. «Муму». Характеристика Герасима по данному плану.
Развитие речи. Изложение по главе рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Развитие речи. Изложение по главе рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.
Л.Н.Толстой. «После бала» (в сокращении). На балу. Краткий пересказ
содержания первой части рассказа от первого лица. Личное мнение о
характере полковника.
Л.Н.Толстой. «После бала». Сцена наказания. Чувства рассказчика.
Характеристика полковника.
Л.Н.Толстой. «После бала». Сравнение первой и второй частей рассказа.
Смысл названия рассказа.
Внеклассное чтение. Газеты и журналы для детей.
Произведения русских писателей 1-й половины XX века. А.П.Чехов.
Жизнь и творчество.
Юмор рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Чтение отрывка по
ролям.
Инсценировка рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
Внеклассное чтение. Рассказы А.П.Чехова.
В.Г.Короленко. Жизнь и творчество.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (отрывки). Первая встреча.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Петрик и девочка. Характеристика
детей.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Трудный разговор. Чтение по
ролям.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Знакомство с семьёй Петрика.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Дружба Петрика и Эвелины.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Жизнь в усадьбе.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Общество молодёжи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Решение Эвелины.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Чего боялась мать?
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Объяснение Эвелины и Петра.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Пётр нашёл своё место в жизни.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Сравнение героев в детские и в
юношеские годы.
М.Горький. Детские и юношеские годы.
М.Горький. «Макар Чудра» (отрывок). История Лойко и Радды.
Характер Лойко Зобара. Сравнения при описании внешности Лойко
Зобара. Словесный портрет Радды.
Краткий пересказ содержания рассказа М.Горького «Макар Чудра».
С.А.Есенин. Жизнь и творчество.
Любовь поэта к родине в стихотворении С.А.Есенина «Спит ковыль.
Равнина дорогая…».
Зимняя природа в стихотворении С.А.Есенина «Пороша». Образные
слова и выражения при описании безбрежных русских просторов.
Настроение стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая».
Сравнения в стихотворении.
Внеклассное чтение. В мире поэзии С.А.Есенина.
Содержание сказки А.П.Платонова «Разноцветная бабочка».
Главная мысль сказки А.П.Платонова «Разноцветная бабочка».
А.Н.Толстой. «Русский характер». Ранение Егора Дрёмова. Пересказ
содержания 1 части рассказа.
А.Н.Толстой. «Русский характер». В родном доме. Составление плана ко
2 части. Пересказ содержания по плану.
А.Н.Толстой. «Русский характер». Встреча с близкими и любимыми.
Заголовок для 3 части рассказа.
Смысл названия рассказа. А.Н.Толстого «Русский характер».
Развитие речи. Устный рассказ «История Егора Дрёмова».
Развитие речи. Устный рассказ «История Егора Дрёмова».
Внеклассное чтение. Стихотворения К.М.Симонова.
Главная мысль стихотворения Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».
Произведения русских писателей 2-й половины XX века.
К.Г.Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении). Жизнь Катерины
Петровны.
К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Телеграмма для Насти. Почему Настя
не поехала к матери?
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго…» (отрывки). Письмо отца.
Пересказ содержания 1 части рассказа.
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго…». Филька и Таня. Пересказ
содержания 2 части рассказа.
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго…». Накануне Нового года.
Пересказ содержания 3 части рассказа.
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго…». Буран. Описание бурана.
Составление плана и пересказ 4 части рассказа.
Характеристика Тани по рассказу Р.И.Фраермана «Дикая собака
Динго…».
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго…». Прощание. Пересказ
содержания 5 части рассказа.
Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы». Покупка. Подробный пересказ
содержания 1 части рассказа.
Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы». На пароходе. Пересказ содержания 2
части рассказа.
Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы». Как закончилась история с бутсами.
Пересказ содержания 3 части рассказа с сохранением прямой речи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
Юмор в рассказе Л.А.Кассиля «Пекины бутсы».
Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы». Характеристика Пеки по плану.
Внеклассное чтение. Стихотворения Н.М.Рубцова.
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы). Характер
Тёркина в главе «Гармонь». Выразительное чтение.
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин». Подвиг Тёркина в главе «Кто
стрелял?».
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин». Тёркин в бою за село в главе «В
наступлении».
Составление характеристики Василия Тёркина с опорой на слова и
выражения из поэмы. А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении). Подвиг на пожаре.
Подробный пересказ эпизода с горящей машиной.
В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин». Гринька – большой фантазёр.
В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин». Описание внешности Гриньки. В
чём красота человека?
Внеклассное чтение. Рассказы В.М.Шукшина.
Волшебная власть музыки в рассказе В.П.Астафьева «Далёкая и близкая
сказка».
Разделение рассказа В.П.Астафьева «Далёкая и близкая сказка» на части,
их озаглавливание.
Пересказ рассказа В.П.Астафьева «Далёкая и близкая сказка» по
составленному плану.
Р.П.Погодин. «Алфред». Герои и события 1 главы рассказа.
Р.П.Погодин. «Алфред». Занятия и мечты ребят. Пересказ содержания 2
главы по опорным словам.
Р.П.Погодин. «Алфред». Знакомство ребят с Алфредом. Разделение 3
главы на части, их озаглавливание. Пересказ по составленному плану.
Р.П.Погодин. «Алфред». Как ребята проводили каникулы. Краткий
пересказ 4 главы рассказа.
Р.П.Погодин. «Алфред». Оценка происшествия в саду. Краткий пересказ
5 главы рассказа.
Главная мысль стихотворения А.А.Суркова «Родина».
Промежуточная аттестация.
Из литературы Урала. Сказки народа манси. Содержание сказок
«Воробушек» и «Зайчик».
Темы стихотворений Л.И.Кузьмина «Дом с колокольчиком»,
«Звездочёты», «Как до небес добраться?».
Поступок мальчика в рассказе В.П.Астафьева «Гуси в полынье». Оценка
поступка.
Развитие речи. Отчёт о прочитанном произведении.
Читательская конференция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование разделов, тем
Элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие. Знакомство с учебником.
Устное народное творчество. Виды устного народного творчества.
Сказки волшебные, бытовые, о животных. Зачин, трёхкратные повторы,
концовка сказки. Главная идея всех сказок.
Развитие речи. Сказки о животных.
Чувство матери к ребёнку в русской народной песне «Колыбельная».
Шутливая песенка «За морем синичка пышно жила…».
Количество
часов
1
1
1
1
1
18
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Былина «На заставе богатырской» (В сокращении). Герои и события.
Описание боя.
Пересказ былины «На заставе богатырской» по плану.
Развитие речи. Три богатыря на одноимённой картине В.М.Васнецова.
Русская народная «Сказка про Василису Премудрую». Смысл зачина.
Заголовок к 1 и 2 частям сказки, пересказ.
«Сказка про Василису Премудрую». Герои и события в 3 и 4 частях
сказки. Заголовки и пересказ.
Почему лисе не удался обман в русской народной сказке «Лиса и
тетерев»?
Внеклассное чтение. Мудрость русских народных сказок.
Из произведений литературы XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и
творчество. Литературная сказка.
Людмила и её сёстры в сказке В.А.Жуковского «Три пояса» (в
сокращении).
Добро и зло в сказке В.А.Жуковского «Три пояса». Чтение сказки по
ролям.
Развитие речи. Написание отзыва на русскую литературную сказку по
плану.
И.А.Крылов и его басни.
Мораль басни И.А.Крылова «Кот и Повар». Выразительное чтение.
Внеклассное чтение. Жизненность басен И.А.Крылова.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (в сокращении). Сказочные
персонажи во вступлении к поэме.
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила». После свадебного пира… (Песнь
первая).
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила». Руслан и соперники. Людмила в
замке Черномора. (Песнь вторая).
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила». Шапка злодея. Встреча Руслана с
головой богатыря. (Песнь третия). Чтение по ролям.
Развитие речи. Рассказ о Руслане и Людмиле.
Поэма-сказка А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» в музыке, живописи и в
кино.
Творческий отчёт по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Прозаический жанр – повесть. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка» (в
сокращении). Отношения Лизы и Насти.
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Встреча Лизы-Акулины и Алексея.
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Берестовы в гостях у Муромских.
Смысл эпиграфа.
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Счастливая развязка событий.
Тема и название повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Отношение автора к Лизе.
Викторина по произведениям А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
Тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Сравнение стихотворений А.С.Пушкина «Туча» и М.Ю.Лермонтова
«Тучи».
Поэтический жанр – баллада. Тема любви в «Балладе» М.Ю.Лермонтова.
Выразительное чтение.
Оценка поступка царевича в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Морская
царевна» (в сокращении). Выразительное чтение.
Внеклассное чтение. Стихотворения М.Ю.Лермонтова. Викторина по
произведениям М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении). Любовь
Ганны и Левко. Чтение по ролям разговора Ганны и Левко.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Красота и
романтичность вечера. Пейзаж в литературном произведении.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Сон Левко и реальность.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Пробуждение. Описание
пруда и дома на берегу.
Развитие речи. Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Пересказ
легенды, которую поведал Левко Ганне от лица панночки.
Развитие речи. «Майская ночь, или Утопленница» в живописи:
«Украинская ночь» А.И.Куинджи и «Русалки» И.Н.Крамского.
Внеклассное чтение. Повести из книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки». Содержание повести «Пропавшая грамота».
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.
Воспоминания о матери в отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова
«Рыцарь на час».
Красота леса и его судьба в отрывке из поэмы Н.А.Некрасова «Саша».
Внеклассное чтение. Детство Саши в начале поэмы Н.А.Некрасова
«Саша», тема стихотворения Н.А.Некрасова «Родина».
А.А.Фет. Жизнь и творчество.
Картина жизни в стихотворении А.А.Фета «На заре ты её не буди…».
Описание девушки. Романс А.Е.Варламова.
Гадание в стихотворении А.А.Фета «Помню я: старушка няня…».
Можно ли верить гаданию?
Картина весны в стихотворении А.А.Фета «Это утро, радость эта…».
Сравнение стихотворения А.А.Фета «Это утро, радость эта…» и
репродукции картины Н.М.Ромадина «Разлив на Керженце».
Внеклассное чтение. Стихотворения Ф.И.Тютчева.
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Автобиография.
А.П.Чехов. «Злоумышленник» (в сокращении). Содержание и персонажи
рассказа.
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник». Чтение по
ролям.
Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Пересолил».
Развитие речи. Словесная иллюстрация персонажей рассказа А.П.Чехова
«Пересолил».
Внеклассное чтение. Рассказы А.П.Чехова. Викторина по рассказам
А.П.Чехова.
Из произведений литературы XX века. М.Горький. Жизнь и
творчество.
М.Горький. «Песня о Соколе» (в сокращении). Образы Сокола и Ужа.
Картины природы в «Песне о Соколе» М.Горького.
Главная мысль «Песни о Соколе» М.Горького.
Тема стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение…» (в
сокращении).
Новые слова в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное
приключение…».
Главная мысль стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное
приключение…». Выразительное чтение.
Биографичность стихотворения М.И.Цветаевой «Красною кистью…».
Любовь в стихотворении М.И.Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел…».
Противопоставления в стихотворении.
Внеклассное чтение. Стихотворения А.А.Ахматовой.
К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер». Завещание бабки Гани.
К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер». Заветная мечта внука Васи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер». Основная идея рассказа. Автор
рассказа – действующее лицо повествования.
Природа в рассказе К.Г.Паустовского «Стекольный мастер».
Внеклассное чтение. Рассказы К.Г.Паустовского.
С.А.Есенин. Жизнь и творчество.
Картина осени в стихотворении С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи
голы…».
Развитие речи. Сравнение стихотворения С.А.Есенина «Нивы сжаты,
рощи голы…» и репродукций картин В.Д.Поленова «Ранний снег» и
Н.М.Ромадина «Село Хмелёвка».
Развитие речи. Сочинение «Осень» по данному плану.
История создания и настроение стихотворения С.А.Есенина «Собаке
Качалова».
М.А.Шолохов. «Судьба человека» (отрывки в сокращении). История
создания рассказа.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов в немецком плену.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Чтение по ролям разговора
лагерфюрера и Андрея Соколова.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Содержание эпизода «Побег из
плена».
Развитие речи. М.А.Шолохов. «Судьба человека». Краткое изложение
эпизода «Побег из плена».
Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» в кино.
Внеклассное чтение. Поэзия о Великой Отечественной войне.
Смысл названия рассказа Е.И.Носова «Трудный хлеб».
Роль описания природы в рассказе Е.И.Носова «Трудный хлеб».
Развитие речи. Коллективная характеристика Чанга по плану.
Развитие речи. Коллективная характеристика Чанга по плану.
Основная мысль рассказа Е.И.Носова «Трудный хлеб».
Настроение стихотворения Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» (в
сокращении). Выразительное чтение.
Развитие речи. Сравнение содержания стихотворения Н.М.Рубцова
«Тихая моя родина» и картины И.Левитана «Озеро (Русь)».
Основные черты характера женщины в стихотворении Н.М.Рубцова
«Русский огонёк» (в сокращении).
Основная мысль и смысл названия стихотворения Н.М.Рубцова «Русский
огонёк».
Образы плохого и хорошего в стихотворении Н.М.Рубцова «Зимняя
песня».
Вера в лучшее в стихотворении Н.М.Рубцова «Зимняя песня».
Внеклассное чтение. Песни на стихи Н.М.Рубцова.
Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (в сокращении). Герои и
события в главах «В деревне Сычи» и «Тёртый калач». Чтение сцены
торга по ролям.
Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» Юмор автора в главах
«Парочка поросят» и Тёмная ночь».
Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» Содержание глав
«Рыжий», «Обыкновенный мешок», «Вася бьёт черноусого».
Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» Пёс и его кличка.
Отношение Васи к собаке.
Развитие речи. Краткий пересказ истории Васи Куролесова по названиям
глав.
Развитие речи. Краткий пересказ истории Васи Куролесова по названиям
глав.
Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куролесова». Сумел ли Вася победить
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
черноусого?
Внеклассное чтение. Избранная поэзия XX века.
Из произведений зарубежной литературы. Основная идея баллады
Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд» (в сокращении).
Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Можно ли жестокостью победить
народ?
Э.Сетон-Томпсон. «Снап. История бультерьера» (отрывок в
сокращении). Щенок в подарок.
Э.Сетон-Томпсон. «Снап. История бультерьера». Породы собак и их
качества.
Э.Сетон-Томпсон. «Снап. История бультерьера». Снап победил волка.
Составление плана рассказа Э.Сетона-Томпсона «Снап. История
бультерьера».
Развитие речи. Краткий пересказ рассказа Э.Сетона-Томпсона «Снап.
История бультерьера» по плану.
Развитие речи. Сравнение рассказов о животных: «Снап. История
бультерьера» Э.Сетона-Томпсона, «Заячьи лапы» К.Г.Паустовского и
«Картофельная собака» Ю.И.Коваля.
Д.Даррел. «Живописный жираф» (отрывок в сокращении). Новые
подопечные Даррела.
Д.Даррел. «Живописный жираф». Взаимоотношения Питера и Билли.
Развитие речи. Д.Даррел. «Живописный жираф». Сравнительная
характеристика Питера и Билли по плану.
Развитие речи. Д.Даррел. «Живописный жираф». Сравнительная
характеристика Питера и Билли по плану.
Смысл названия рассказа Д.Даррела «Живописный жираф».
Работа служителя зоопарка в рассказе Д.Даррела «Живописный жираф».
Юмор в рассказе Д.Даррела «Живописный жираф».
Внеклассное чтение. Рассказы о животных зарубежных писателей.
Из литературы Урала. Сказки народа ханты. Содержание сказки
«Отчего бурундук полосатый».
Литературный жанр – легенда. Легенды народов Урала.
Любовь к родному краю в стихотворении Л.К.Татьяничевой «Урал».
Жизнь и творчество К.Герда.
В.П.Крапивин. Жизнь и творчество.
В.П.Крапивин. «Свой человек в Гаванском» (отрывок из романа «Рыжее
знамя упрямства»). Литературные аналогии.
Газеты и журналы для детей.
Развитие речи. Отчёт о прочитанном произведении.
Викторина «В мире литературы».
Читательская конференция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22