Приложение № 1.1.19
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»,
Подписан: Сарычева Светлана Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Усть-Ницинское,
T=ДИРЕКТОР, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
УСТЬ-НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=02591216941, ИНН=665100385157,
E=ust-nizsoh@mail.ru, G=Светлана Юрьевна, SN=Сарычева,
CN=Сарычева Светлана Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
утверждённой приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 29.08.2025 г. № 80-д
.
Рабочая программа учебного предмета (курса)
__ Основы финансовой грамотности. Финансовая культура__
(наименование учебного предмета (курса))
__________среднее общее образование___11 класс______________
(Уровень общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Составители программы:
Кривоногова Е.Н., учитель, первая квалиф. категория
(ФИО)
______2025 г._______
(год составления рабочей программы)
(должность)
(квалификационная категория)
Пояснительная записка
Курс «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» для 11 класса
является продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности.
Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку
учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и
инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые
темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего
возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.
В основе курса лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены
личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это
позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для
организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму
базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном
обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения
финансовой грамотности. Курс направлен на формирование умений находить и
анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте
предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный
потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование
умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых
финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при
осуществлении финансовых операций.
Программа предусматривает изучение учебного предмета «Основы финансовой
грамотности. Финансовая культура» в 11 классе для базового изучения предмета из
расчета 1 час в неделю. − Программа рассчитана на 17 учебных часов.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с
финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых
институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём
взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как
условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к метапредметным результатам освоения курса:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых
целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
финансовых проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового
характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия
их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках
занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит;
кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель
инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское
страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый
рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая
система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система;
пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный
предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:
• об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений,
возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
• об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для
физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские
продукты и привлечения кредитов;
• о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для
семейного бюджета;
• о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых
продуктах и их специфике;
• о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных
бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в
них;
• об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения
граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях
налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
• об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
• об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
• о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования,
способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов.
Содержание учебного курса
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания: личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор
(заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий
банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта,
драгоценные металлы, расчётные операции; знание механизма взаимодействия
коммерческих банков и Центрального банка, ключевых банковских операций с
населением. Финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский
вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор,
валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов; знание видов депозитов по срокам
размещения средств, способов размещения средств во вклады, механизма защиты
интересов вкладчиков Агентством по страхованию вкладов. Банковский процент,
вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный
вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация,
валюта вклада; знание способов начисления процентов по вкладам. драгоценные
металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость,
слитки,
коллекционные монеты,
инвестиционные монеты,
обезличенные
металлические счета; знание способов размещения сбережений в драгоценные
металлы, механизмов проведения операций с обезличенными металлическими счетами
и в сети Интернет, способов снижения расходов при проведении операций с
драгоценными металлами. Кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность,
годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация,
поручитель; знание сущности кредита и способов оценки актуальности его
привлечения для заёмщика, достоинств и недостатков различных способов
привлечения ссуд, способов оценки рисков использования кредитов. Потребительский
кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита,
процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период,
дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции,
просрочка по кредиту, кредитная история; знания видов кредитов и условий их
предоставления, основных элементов кредитного договора, этапов предоставления
кредита коммерческими банками, обязанностей и ответственности, возникающих при
получении кредита, знание того, что такое кредитная история. Банковская карта,
эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая карта, кредитная
карта, предоплаченная карта, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код;
знание видов банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских
карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт,
возможностей использования банковских карт в повседневной жизни.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА
ДОХОДОВ
Базовые понятия и знания: инвестирование, доходность, финансовый риск,
срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые
инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация; знание инвестиционных
стратегий и финансовых рисков, с которыми они сопряжены. Рынок ценных бумаг,
финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции,
привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер,
облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной
бумаги;
знание видов ценных бумаг и их отличий друг от друга, рисков инвестирования
в ценные бумаги, способов оценки доходности ценных бумаг, механизмов
функционирования рынка ценных бумаг и финансового рынка. Стратегии управления
инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный
портфель, структура инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок
инвестирования, риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ,
коллективные инвестиции; знание стратегий инвестирования на рынке ценных бумаг,
механизма формирования инвестиционного портфеля, принципов анализа рынка
ценных бумаг, способов инвестирования на фондовом рынке. Паевые инвестиционные
фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ,
управляющая компания, доверительное управление;
знание способов коллективных инвестиций в России и механизмов их
функционирования, рисков, преимуществ и недостатков инвестирования в ПИФы,
видов ПИФов.
НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ
Базовые понятия и знания: налогообложение, налоговая система, налог,
прямые
и
косвенные
налоги,
налоговый
орган,
налогоплательщик,
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация,
налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам;
знание налоговой системы России и ее устройства, общих принципов работы
налоговой службы, случаев, когда необходимо подавать налоговую декларацию,
способа получения ИНН, возможных налоговых правонарушений и наказаний за их
совершение. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог,
земельный налог, налог на имущество физических лиц; знание видов налогов,
уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с
граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате. Налоговая льгота,
налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет,
имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет; знание видов
налоговых льгот и вычетов и их влияния на величину семейного бюджета, случаев и
способов получения налогового вычета.
СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ
ПОПАСТЬ В БЕДУ
Базовые понятия и знания: страхование, страховщик, страхователь,
застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис,
правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск,
страховой случай, страховая выплата; знание структуры и особенностей страхового
рынка в России, основных участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев.
Страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар,
агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза;
знание правил страхования имущества, роли имущественного страхования в
сохранении семейного бюджета, условий автострахования. Личное страхование,
накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование:
обязательное и добровольное, выкупная сумма; знание основ личного страхования как
способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета, условий пользования
медицинским страхованием.
Ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное
страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской
ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской
ответственности владельцев жилых помещений; знание основ страхования
ответственности и особенностей данного вида страхования. Критерии выбора
страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой
портфель, надёжность страховой компании, обоснованный и необоснованный отказ в
страховой выплате; знание основ правильного выбора страховой компании
посредством оценки ряда параметров её деятельности.
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ
Базовые понятия и знания: бизнес, предпринимательство, стартап,
организационно-правовая форма, индивидуальный предприниматель, хозяйственное
общество, вид экономической деятельности; знание преимуществ и недостатков
предприятий различных организационно-правовых форм; правил создания нового
бизнеса; программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие
молодых предпринимателей; служб, куда можно обратиться за юридической помощью
в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером.
Бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы,
финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка
безубыточности; знание основных элементов бизнес-плана, последовательности его
составления. Доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал,
уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг, основные средства, оборотные
средства, стартап, бизнес-ангел, венчурный инвестор; знание видов финансовых
ресурсов компании, способов формирования капитала компании, механизма
формирования
прибыли
организации.
Налогообложение,
общий
режим
налогообложения бизнеса, упрощённая система налогообложения (УСН), единый
сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная
система налогообложения (ПСН); знание видов режимов налогообложения бизнеса,
обязательств при выборе одного из них. Предпринимательская деятельность,
финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск
неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск; знание видов рисков, с
которыми может столкнуться бизнесмен при осуществлении предпринимательской
деятельности, способов нейтрализации финансовых рисков.
МОДУЛЬ 6. ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК РАСПОЗНАТЬ И
НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ
Базовые понятия и знания: финансовое мошенничество, финансовая пирамида;
знание признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и
возможных последствий вовлечения в неё, знание служб, куда можно обращаться в
случае финансового мошенничества. Фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot,
нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP); знание возможных финансовых
мошенничеств, с которыми можно столкнуться в сети Интернет, последствий
вовлечения в них и способов сохранения личного бюджета от интернет-мошенников.
Финансовая пирамида, мошенничество, финансовые риски; знание видов финансовых
мошенничеств, признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и
возможных последствий вовлечения в неё.
МОДУЛЬ
7.
ОБЕСПЕЧЕННАЯ
СТАРОСТЬ:
ВОЗМОЖНОСТИ
ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ
Базовые понятия и знания: пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд,
страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный
пенсионный коэффициент, накопительная пенсия; знание основ функционирования
пенсионной системы в России, видов пенсий и условий их получения, способов
формирования будущей пенсии, факторов, определяющих размер будущей пенсии
гражданина. Накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд,
управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений; знание основ
формирования будущей пенсии гражданина посредством управления накопительной
пенсией, представление о существующих программах пенсионного обеспечения.
Надёжность негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования
пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного
фонда; знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов,
критериев выбора в пользу одного из них. Негосударственный пенсионный фонд,
надёжность фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок
функционирования негосударственного пенсионного фонда; знание основ
функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в
пользу одного из них.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ
Все понятия и знания модулей 1–7.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Раздел 1. Основы финансовой грамотности
1.1
Банки: чем они могут быть вам
полезны в жизни
1.2
Фондовый рынок: как его
использовать для роста доходов
4
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
2
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
2
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
1.3
Налоги: почему их надо платить
1.4
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в беду
2
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
1.5
Собственный бизнес: как создать и
не потерять
3
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
1.6
Финансовые мошенничества: как
распознать и не стать жертвой
1
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
1.7
Обеспеченная старость:
возможности пенсионного
накопления
2
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
1.8
Обобщение
1
https://100urokov.ru/predmety/finansovayagramotnost
Общее количество часов по программе
17
0
0
Поурочное планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Управление личными финансами
и выбор банка. Как сберечь накопления с
помощью депозитов
Проценты по вкладу: большие и маленькие.
Банки и золото: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах
Кредит: зачем он нужен и где его получить.
Какой кредит выбрать, и какие условия
кредитования предпочесть
Как управлять деньгами с помощью
банковской карты
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
Финансовые риски и стратегии
Инвестирования. Что такое ценные бумаги и
какими они бывают
Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны
паевые инвестиционные фонды
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
7
Что такое налоги. Виды налогов, уплачиваемых
физическими лицами в России
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
8
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в
семейный бюджет
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
9
Страховой рынок России: коротко о главном.
Страхование имущества: как защитить нажитое
состояние
Здоровье и жизнь – высшие блага:
поговорим о личном страховании. Если нанесён
ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй:
несколько советов по выбору страховщика
Создание собственного бизнеса: с чего нужно
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
1
2
3
4
5
6
10
11
начать
ovaya-gramotnost
12
Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в
собственном бизнесе
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
13
Налогообложение малого и среднего бизнеса. С
какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети
мошенников. Виртуальные ловушки, или Как не
потерять деньги при работе в сети Интернет
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется
пенсия
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
Как распорядиться своими пенсионными
Накоплениями. Как выбрать негосударственный
пенсионный фонд
Обобщение
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
1
https://100urokov.ru/predmety/finans
ovaya-gramotnost
14
15
16
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.
Методические материалы для учителя
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11
классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
https://100urokov.ru