Подписан: Сарычева Светлана Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Усть-Ницинское,
T=ДИРЕКТОР, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
УСТЬ-НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=02591216941, ИНН=665100385157,
E=ust-nizsoh@mail.ru, G=Светлана Юрьевна,
SN=Сарычева, CN=Сарычева Светлана Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Приложение № 1.2.3
к Основной образовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»,
утверждённой приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 29.08.2025г. № 80-д
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
_____________________Функциональная грамотность__________________
(наименование учебного предмета (курса))
__________начальное общее образование___1-4 класс______________
(Уровень общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Составители программы:
Лукина И.С., учитель, высшая квалиф. категория
(ФИО)
(должность)
(квалификационная категория)
Воронова Н.В., учитель, первая квалиф. категория
Волкова Г. В., учитель, первая квалиф. категория
Галкина М.Е., учитель, СЗД
2025 г.
(год составления рабочей программы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная
грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности
определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и
коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки
и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся
способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и
предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2
полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе
адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например,
бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные
различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать
знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного,
социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики
героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их
значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход,
прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком,
зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть
предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот,
валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом,
лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных
животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы.
Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение
плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум,
минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые
риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар,
нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками, умение пользоваться калькулятором.
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№
Раздел
п/
п
1 Читательская грамотность
Кол-во
часов
Содержание
1
1
1
1
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и
заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Виды деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
1
1
1
2.
Итого
Математическая грамотность
7
1
1
1
1
Итого
3.
Креативное мышление
4.
Итого
Финансовая грамотность
Итого
5.
Естественно-научная
грамотность
1
1
1
7
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Русская народная сказка. Как лиса
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
дискуссиях;
Практические упражнения
Про курочку рябу, золотые и простые
яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про медведя, лису и мишкин мед.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
История со словом «дедушка».
Рассказы по картинкам.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик золото менял.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный
шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
1
1
1
1
6.
Итого
Глобальная компетентность
8
1
1
Итого
Итого
2
33
Про Снегурочку и превращения воды. Практические упражнения
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
В. Сутеев. Яблоко.
Комплексное задание «Найденыш»
Комплексное задание «Мировой
океан загрязняется»
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
Раздел
п/
п
1 Читательская грамотность
2.
Итого
Математическая грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
Виды деятельности
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
3.
Креативное мышление
3.
Итого
Финансовая грамотность
1
8
1
1
2
1
1
1
1
Итого
4.
5.
Естественно-научная
грамотность
Итого
Глобальная компетентность
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
Итого
Итого
2
34
Бобры строители.
История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п
1
2.
3.
Раздел
Читательская грамотность
Итого
Естественно-научная
грамотность
Итого
Финансовая грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
Итого
4.
Математическая
1
7
1
Содержание
Виды деятельности
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
Как сэкономить семейные деньги?
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения.
Расходы и доходы бюджета.
Библиотечные уроки;
грамотность
1
1
1
1
1
1
Итого
5.
6.
Глобальная
компетентность
Итого
Креативное мышление
Итого
Итого
1
8
1
1
2
1
1
2
34
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Комплексное задание «Говорим на
одном языке».
Комплексное задание «Выбрасываем
продукты или голодаем?»
История со словом «почта».
Рассказы по картинкам.
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№
п/п
1
Раздел
Читательская грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
История посуды на Руси.
Виды деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
2.
3.
Итого
Естественно-научная
грамотность
Итого
Финансовая грамотность
Итого
4.
Математическая
грамотность
Итого
5.
Глобальная
компетентность
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
6
1
2
1
1
1
1
1
8
1
1
6.
Итого
Креативное мышление
2
1
Какие деньги были раньше в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Комплексное задание «Экологичная
обувь».
Комплексное задание «Этичная
одежда».
История со словом «спички».
Итого
Итого
1
2
34
Рассказы по картинкам.
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
Читательская грамотность
1. В. Бианки. Лис и мышонок.
1
2. Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
3. В. Сутеев. Живые грибы.
1
4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
5. М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
6. Русская народная сказка. Как лиса училась
1
летать.
7. Е. Пермяк. Четыре брата.
1
Математическая грамотность
8. Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
1
9. Про козу, козлят и капусту.
1
10. Про петушка и жерновцы.
1
11. Как петушок и курочки делили бобовые
1
зернышки.
12. Про наливные яблочки.
1
13. Про Машу и трех медведей.
1
14. Про медведя, лису и мишкин мед.
1
Креативное мышление
15. История со словом «дедушка».
1
16. Рассказы по картинкам.
1
17. За покупками.
1
18. Находчивый колобок.
1
В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
19. День рождения мухи-цокотухи.
20. Буратино и карманные деньги.
21. Кот Василий продает молоко.
22. Лесной банк.
23. Как мужик золото менял.
1
1
1
1
1
Естественно-научная грамотность
24. Как Иванушка хотел попить водицы.
1
25. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
26. Про репку и другие корнеплоды.
1
27. Плывет, плывет кораблик.
1
28. Про Снегурочку и превращения воды.
1
29. Как делили апельсин.
1
30. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
31. В. Сутеев. Яблоко.
1
Глобальная компетентность
32. Комплексное задание «Найденыш»
1
33. Комплексное задание «Мировой океан
1
загрязняется»
Итого: 33
16,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
16,5
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Теория
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
7. Про полевого хомяка.
8. Про бобров.
1
1
Математическая грамотность
9. Про беличьи запасы.
1
10. Медвежье потомство.
1
11. Про зайчат и зайчиху.
1
12. Лисьи забавы.
1
13. Про крота.
1
14. Про ежа.
1
15. Про полевого хомяка.
1
16. Бобры строители.
1
Креативное мышление
17. История со словом «фотоальбом».
1
18. Рассказы по картинкам
1
Финансовая грамотность
19. Беличьи деньги.
1
20. Поврежденные и фальшивые деньги.
1
21. Банковская карта.
1
22. Безопасность денег на банковской карте.
1
23. Про кредиты.
1
24. Про вклады.
1
25. Ловушки для денег.
1
Естественно-научная грамотность
26. Про белочку и погоду.
1
27. Лесные сладкоежки.
1
28. Про зайчишку и овощи.
1
29. Лисьи норы.
1
30. Корень часть растения.
1
31. Занимательные особенности яблока.
1
32. Про хомяка и его запасы.
1
Глобальная компетентность
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
33. Комплексное задание «Футбол и дружба»
34. Комплексное задание «Случай в гостях»
Итого: 34
1
1
0,5
0,5
17
0,5
0,5
17
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
Читательская грамотность
1. Про дождевого червяка.
1
2. Кальций.
1
3. Сколько весит облако?
1
4. Хлеб, всему голова.
1
5. Про мел.
1
6. Про мыло.
1
7. История свечи.
1
Естественно-научная грамотность
8. Дождевые черви.
1
9. Полезный кальций.
1
10. Про облака.
1
11. Про хлеб и дрожжи.
1
12. Интересное вещество мел.
1
13. Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
14. Про свечи.
1
15. Волшебный Магнит.
1
Глобальная компетентность
16. Комплексное задание «Говорим на одном
1
языке».
17. Комплексное задание «Выбрасываем
1
продукты или голодаем?»
Финансовая грамотность
В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
18. Что такое «бюджет»?
1
19. Семейный бюджет.
1
20. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
21. Пенсия и социальные пособия.
1
22. Наследство, вклад выигрыш.
1
23. На что тратятся семейные деньги? Виды
1
расходов.
24. Как сэкономить семейные деньги?
1
Креативное мышление
25. История со словом «почта».
1
26. Рассказы по картинкам.
1
Математическая грамотность
27. Расходы и доходы бюджета.
1
28. Планируем семейный бюджет.
1
29. Подсчитываем семейный доход.
1
30. Пенсии и пособия.
1
31. Подсчитываем случайные (нерегулярные)
1
доходы.
32. Подсчитываем расходы.
1
33. Расходы на обязательные платежи.
1
34. Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
Итого: 34
17
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
17
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
Читательская грамотность
1. Старинная женская одежда.
1
2. Старинные женские головные уборы.
1
3. Старинная мужская одежда и головные
1
В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
1
Внутреннее убранство русской избы.
1
Предметы обихода русской избы.
1
История посуды на Руси.
1
Какие деньги были раньше в России
1
Естественно-научная грамотность
Томат.
1
Болгарский перец.
1
Картофель.
1
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
Лук.
1
Капуста.
1
Горох.
1
Грибы.
1
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Экологичная обувь».
1
Комплексное задание «Этичная одежда».
1
Финансовая грамотность
Потребительская корзина.
1
Прожиточный минимум.
1
Инфляция.
1
Распродажи, скидки, бонусы.
1
Благотворительность.
1
Страхование.
1
В бассейне.
1
Делаем ремонт.
1
Делаем ремонт.
1
Праздничный торт.
1
Обустраиваем участок.
1
Поход в кино.
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
31. Организуем экскурсию
32. Отправляемся в путешествие.
33. История со словом «спички».
34. Рассказы по картинкам.
1
1
Креативное мышление
1
1
Итого: 34
17
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
17
ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональная%20грамотность%2014%20классы.pdf
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).