1_2_4 РП ВД Занимательный русский язык 1-4 класс

Приложение № 1.2.4
к Основной образовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»,
утверждённой приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 29.08.2025г. № 80-д

Подписан: Сарычева Светлана Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Усть-Ницинское,
T=ДИРЕКТОР, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
УСТЬ-НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=02591216941, ИНН=665100385157,
E=ust-nizsoh@mail.ru, G=Светлана Юрьевна,
SN=Сарычева, CN=Сарычева Светлана Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
(наименование предмета (курса))

__________начальное общее образование___1-4 класс______________
(Уровень общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Составители программы:
Лукина И.С., учитель, высшая квалиф. категория
(ФИО)

(должность)

(квалификационная категория)

Воронова Н.В., учитель, первая квалиф. категория
Волкова Г. В., учитель, первая квалиф. категория
Галкина М.Е., учитель, СЗД

______2025 г._______
(год составления рабочей программы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Занимательный русский язык»позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и
внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего
владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на
развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление,
расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а
также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления,
воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх,
загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского
языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Работа над темой занятия.
«Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение
физминутки).
Продолжение работы над темой.
«Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский
медвежонок»).
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика
«Мишуткина академия».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка материала, более полное его усвоение, а так же знакомство с понятиями,
которые остаются за пределами изучения школьной программы.

Задачи:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных
умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и
воспитывающий.
Познавательный аспект Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие
общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого
результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать,
сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений. Программа направлена на формирование
общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства
любви и уважения к великому русскому языку.

МЕСТО ВНЕУРОЧНОГО КУРСА«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 1- 4 класс обучения( 1 час в неделю в каждом классе):1 класс – 33 учебных часа, 2- 4 класс –34 учебных часа.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
1 класс
Тема 1. Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Тема 2. Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.

Тема 3. В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Тема 4. Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Тема 5. Звуки и буквы – не одно и то же
чем заключается различие между звуками и буквами
Тема 6. Что такое метограммы?
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
Тема 7. Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Тема 8. Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
Тема 9. Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Тема 10. Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Тема 11. Такие разные, разные согласные Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Тема 12. Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по
звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Тема 13. Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Тема 14. Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Тема 15. Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Тема 16. Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Тема 17. Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Тема 18. Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Тема 19. Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Тема 20. Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

Тема 21. Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Тема 22. Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Тема 23. Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Тема 24. Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен
собственных с заглавной буквы.
Тема 25. О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки,
о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
Тема 26. О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Тема 27. Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары
Тема 28. Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному
слову.
Тема 29. Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Тема 30. Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Тема 31. Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Тема 32. Игротека.Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу
предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Тема 33. Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи
2-4 класс
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования
орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому
языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами
русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи
фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к
русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов,
криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку
2 класс
Тема 1. Что мы знаем о звуках и буквах
Уточнение представлений
о
звуках и
буквах русского
языка. Понятия:«фонетика», «фонема», «фонетический слух»
Тема 2. Что такое лексика?
Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»
Тема 3. Однозначные и многозначные слова
Слова, имеющие одно и несколько лексических значений
Тема 4. Игротека
Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов
Тема 5. Слова – братья
Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов
Тема 6. Слова – наоборот
Антонимы. Подбор антонимов. Вычисление антонимов из текста
Тема 7. Пословица недаром молвится
Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста.
Тема 8. Игротека
Повторение: подбор синонимов; антонимов; вычисление их из текста; выявление скрытого смысла пословиц
Тема 9. И снова пословицы, пословицы, пословицы… Игры с пословицами
Тема 10. Играем со словарными словами Игры со словарными словами

Тема 11. Анаграммы
Разгадываем анаграммы
Тема 12. Игротека
Повторение: пословицы; анаграммы; словарные слова.
Тема 13. Секреты некоторых букв
Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Разделительный твердый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак.
Тема 14. Шарады, анаграммы и метаграммы Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм
Тема 15. Ещё раз о синонимах и антонимах
Создание синонимических и антонимических пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов.
Тема 16. Игротека
Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста.
Тема 17. Слова, обозначающие предметы
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена
существительные.
Тема 18. Слова, обозначающие действия предметов
Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии).
Тема 19. Слова, обозначающие признаки предметов
Имя прилагательное как часть речи. Различение имен прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и
прилагательные - антонимы.
Тема 20. Игротека
Повторение: различение частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбор синонимов.
Тема 21. Текст. Тема. Главная мысль
Упражнение в определение темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам.
Тема 22. Заголовок – всему голова
Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков.
Тема 23. Работаем с фразеологизмами
Фразеологизмы – сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи.
Тема 24. Игротека
Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок текста; фразеологизмы и их значения.
Тема 25. И снова пословицы
Игра с пословицами.
Тема 26. Еще раз о фразеологизмах
Игры с фразеологизмами
Тема 27. Русские народные загадки
Разгадывание русских народных загадок
Тема 28. Игротека
Повторение: пословицы; фразеологизмы; русские народные загадки.

Тема 29. И снова словарные слова
Игры со словарными словами.
Тема 30. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные
и глаголы
Упражнение в различении частей речи.
Тема 31. Какие слова русского языка помогают называть качества характера Понятие «качества характера». Многообразие имен прилагательных,
служащих для характеристики человека.
Тема 32. Игротека.
Повторение: имена существительные, глаголы, имена прилагательные; имена прилагательные для определения качеств характера человека;
словарные слова.
Тема 33. Повторяем…
Пословицы, близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок.
Тема 34. Повторяем, повторяем…
Подбор заголовка к тексту; различение частей речи; подбор синонимов и антонимов
3 класс
Тема 1. Да здравствует русский язык!
Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.
Тема 2. Вежливые слова
Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.
Тема 3. Поговорки и пословицы
Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от
поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.
Тема 4. Игротека
Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.
уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения
Тема 5. Запоминаем словарные слова
Игры со словарными словами.
Тема 6. Растения во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «дело табак».
Тема 7. Животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козы барабанщик», «показать, где раки зимуют», «мышиная возня»
Тема 8. Игротека
Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.
Тема 9. Я не поэт, я только учусь…
Понятия
«рифма»,
«ритм».
Упражнение в
подборе
рифмующихся
слов.

Сочинение рифмовок.
Тема 10. Как морфология порядок навела
Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол
Тема 11. Игры с пословицами
Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.
Тема 12. Игротека
Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных
падежах, различать части речи
Тема 13. И снова животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь
употреблять их в речи.
Тема 14. Кое-что о местоимении
Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.
Тема 15. Познакомимся поближе с наречием
Наречие
–
неизменяемая
часть речи, обозначающая
признак
действия.
Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.
Тема 16. Игротека
Повторение: животные во фразеологизмах; различение частей речи: наречие, местоимение, числительное.
Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.
Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.
Тема 18. Про корень и окончание
Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.
Тема 19. Про суффикс и приставку
Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и
суффикса. Подбор слов к схемам.
Тема 20. Игротека
Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам
ема 21. Непроизносимые согласные
Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.
Тема 22. Учимся различать приставку и предлог
Отличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок и предлогов.
Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами
Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами.
Когда «не» пишется слитно с глаголами.
Тема 24. Игротека
Упражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.
Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.
Тема 26. Его Величество Ударение
Роль ударения. Упражнение в правильной постановке ударения в словах; знакомство с омографами.
Тема 27. Поговорим о падежах
Упражнение в определении падежа имён существительных.
Тема 28. Игротека
Упражнение в написании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.
Тема 29. Сложные слова
Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.
Тема 30. От архаизмов до неологизмов
Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.
Тема 31. По страницам энциклопедий
Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая
баба».
Тема 32. Игротека.
Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.
Тема 33. Повторяем…
Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.
Тема 34. Повторяем, повторяем…
Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.
4 класс
Тема 1. Роль русского языка в жизни общества.
Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство.
Тема 2. Крылатые слова и афоризмы.
Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы».
Тема 3. Копилка занимательных заданий.
Решение занимательных задач.
Тема 4. Игротека. Игры: «Слова из Франции, Турции, Германии», «Слова-иностранцы».
Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)
Тема 5. Об именах.
История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм.
Тема 6. О русских фамилиях.
История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий.
Тема 7. В поисках сбежавших головоломок.
Решение занимательных заданий

Тема 8. Игротека. Игры: «Как вы понимаете?», «Почему так называют?»
Повторение: история возникновения русских имен и фамилий.
Тема 9. Мы играем в логогрифы.
Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.
Тема 10. Учимся распознавать речевые ошибки.
Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение
Тема 11. Коллекция заморочек.
Решение занимательных заданий.
Тема 12. Игротека. Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык».
Повторение: логогрифы, речевые ошибки Тема 13. Ох уж эти фразеологизмы!
Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами.
Тема 14. Работаем над рифмами.
Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя
заданной теме.
Тема 15. Словесные забавы.
Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме».
Тема 16. Игротека. Игры: «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом».
Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами Тема 17. Продолжаем работу над фразеологизмами.
История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям
соответствующих фразеологизмов.
Тема 18. Русские пословицы и поговорки.
Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы.
Тема 19. Ассорти для любителей русского языка.
Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий.
Тема 20. Игротека. Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка»
Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы
Тема 21. И снова о фразеологизмах.
Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица).
Тема 22. Однородные члены предложения.
Выделение однородных членов предложения.
Тема 23. Ошибочка вышла!
Решение занимательных заданий.
Тема 24. Игротека
Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень».
Тема 25. Про омонимы и их разновидности.
Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.
Тема 26. Еще немного фразеологизмов.

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Тема 27. В стране Перевертундии.
Решение занимательных заданий.
Тема 28. Игротека
Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения
фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак».
Тема 29. Что такое «паронимы».
Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов.
Тема 30. Запоминаем словарные слова.
Игры со словарными словами.
Тема 31. Решение занимательных заданий.
Решение занимательных заданий.
Тема 32. Игротека.
Повторение: паронимы, словарные слова.
Тема 33. Русские имена и фамилии.
Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы.
Тема 34. Названия рифм. Палиндромы.
Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел».
Речевые ошибки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
-учебно-познавательный интерес к предмету;
-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь и обеспечение благополучия;
-развитие морально-этического сознания;
-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение учитывать установленные правила в планировании;
-умение решать проблемы творческого характера;

-умение адекватно воспринимать оценку;
-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение добывать новые знания;
-умение перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме;
-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
-интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умение договариваться;
-умение работать в паре, группе, коллективе;
-умение адекватно использовать речевые средства;
-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметные результаты.
- углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
- отличать признаки основных языковых единиц;
- различать понятия: « многозначные слова», «синонимы», « антонимы», « омонимы», приводить их примеры;
- знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
- знать виды словесных игр и головоломок;
- приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами;
-творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1 класс
1
Наш помощник- язык
2
В мире слов и звуков
3
Живые буквы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Фонетика
2
Словообразование
3
Лексика
4
Морфология
5
Пословицы и поговорки
6
Игротека
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3 класс
1
Фонетика
2
Словообразование
3
Лексика
4
Морфология
5
Пословицы и поговорки
6
Игротека
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4 класс
1
Фонетика
2
Словообразование
3
Лексика
4
Морфология
5
Пословицы и поговорки
6
Игротека
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4
10
19
33
2
5
9
6
2
10
34
2
5
9
6
2
10
34
2
5
9
6
2
10
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
(АВТОР Л.В. МИЩЕНКОВА)

1 класс
№п/п

Тема

1.

Речь устная и письменная

2.

Характеристика основных видов деятельности

Количество
часов
1

Что такое слово?

Беседа, составление « Правил красивой речи», физкультминутка,
прослушивание записи сказки.
Игра «Дополни слово», « Сложи слово», физкультминутка.

3.

В мире звуков

Монолог, сопровождаемый соответствующими жестами, физкультминутка.

1

4.

Игротека

Игровые задания. Рубрика « Мишуткина академия», физкультминутка.

1

5.

Звуки и буквы – не одно и
тоже.
Что такое метаграммы?

Игры и задания на развитие внимания, мышления, фонематического слуха,
мелкой моторики рук, физкультминутка.
Игры и задания на развитие внимания, мышления, фонематического слуха,
мелкой моторики рук, физкультминутка.
Находить в слове гласные и согласные буквы. Игры и задания на
пополнение словарного запаса, физкультминутка.
Игры и задания на формирование умения различать гласные и согласные,
разгадывать метаграммы, рубрика «Мишуткина академия»,
физкультминутка.
Игры и задания на формирование понятия
« омографы».
Физкультминутка.
Игры и задания на умение различать твёрдые и мягкие согласные, развитие
внимания, мышления, фонематического слуха, артистические способности,
физкультминутка.
Игры и задания на умение уточнять представления о парных и непарных
звонких и глухих согласных звуках, на умение различать звонкие и глухие
согласные, физкультминутка.
Игры на умение находить омографы в предложениях, определять ударный
слог в слове, различать гласные и согласные, решать метаграммы, рифмовать
слова, рубрика « Мишуткина академия», физкультминутка.
Разгадывание загадок, физкультминутка.

1

6.
7.
8.

Жили – были гласные и
согласные
Игротека.

9.

Волшебник ударение.

10.

Такие разные согласные.

11.

Такие разные, разные
согласные

12.

Игротека.

13.

Русские народные загадки.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

14.

Зачем шипящие шипят?

Показывать, проигрывать пантомимы, физкультминутка.

1

15.

Познакомьтесь: Алфавит.

1

16.

Игротека.

17.

Здравствуй, пословица!

18.

Поговорим о предложении.

19.

Ещё немного о предложении.

Выполнение упражнений, формирующих правильно называть буквы и
звуки, отличать гласные буквы от согласных, физкультминутка.
Разгадывание русских народных загадок, произношение скороговорок,
записывание слов в алфавитном порядке, называние букв и звуков в слове,
рубрика « Мишуткина академия», физкультминутка.
Выполнение заданий на определение скрытого смысла пословиц, на умение
вводить в речь русские народные пословицы, физкультминутка.
Выполнение заданий на умение различать предложения по цели
высказывания, приводить примеры, физкультминутка.
Выполнение заданий и игр, физкультминутка.

20.

Игротека.

1

21.

Знакомимся с анаграммами.

Разгадывание шарад, подбирать пословицу к тексту, придумывать
предложения, разнообразные по цели высказывания и по интонации, рубрика
« Мишуткина академия», физкультминутка.
Разгадывание анаграммы, физкультминутка.

22.

Что такое текст.

1

23.
24.

Что мы пишем с большой
буквы?
Игротека.

Задание на умение определять тему и основную мысль текста, составлять
рассказ по серии картинок, физкультминутка.
Игры и задания, физкультминутка.

1

25.

О безударных гласных.

26.
27.

О парных звонких и глухих
согласных.
Слова – приятели.

Разгадывание анаграмм, придумывание анаграммы к данным словам,
выполнение заданий на определение темы и основной мысли текста, работа с
рубрикой « Мишуткина академия», физкультминутка.
Выполнение заданий на формирование умения подбирать проверочные
слова, исправлять допущенные ошибки, физкультминутка.
Выполнение различных заданий и игр,физкультминутка.

1

28

Игротека

Игры и задания на формирование умения подбирать синонимы к данным
словам, находить среди слов синонимичные пары, расширение словарного
запаса, физкультминутка.
Грамматические игры и задания, работа с рубрикой « Мишуткина академия»,
физкультминутка.
Игры и задания на умение подбирать антонимы к словам, находить
антонимичные пары в группе слов. Физкультминутка.

1

Слова – неприятели.
29

1
1
1
1

1

1

1
1

1

30.

Волшебное слово предлог.

Игры и задания на умение подбирать подходящие по смыслу предлоги,
писать их раздельно со следующим словом.
Физкультминутка.

1
1

31.

Что за зверь такой –
фразеологизм?

Игры и задания с фразеологизмами, на умение подбирать к ситуации
соответствующий фразеологизм.
Физкультминутка.
1

32.

Игротека.

Игры и задания на формирование умения различать синонимы, антонимы,
омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги,
соотносить фразеологизмы и их значения, рубрика «Мишуткина академия».
Физкультминутка.

Повторяем, повторяем,
повторяем.

Игровые задания. Физкультминутка.

33.

1

2 класс
№п/п
1.

Тема

Количество
часов
1

4.

Однозначные и многозначные
слова
Игротека

Беседа о звуках и буквах, понятиях: «фонетика», « фонема»,
«фонематический слух».
Игры и задания на формирование умения определять лексическое значение
слова, называть слово по его лексическому значению.
Игры и задания на формирование умения объединять слова в группы по
принципу многозначности слова.
Грамматические игры и задания, работа с рубрикой «Мишуткина академия»

5.

Слова - братья

Игровые задания на формирование умения подбирать синонимы.

1

6.

Слова - наоборот

Выполнение игровых заданий на формирование умения находить антонимы
в тексте, подбирать их самостоятельно.

1

2.
3.

Что мы знаем о звуках и
буквах.
Что такое лексика?

Характеристика основных видов деятельности

1
1
1

7.

Пословица недаром молвится.

1

И снова пословицы,
пословицы, пословицы…

Выполнение заданий на определение скрытого смысла пословиц, на умение
вводить в речь русские народные пословицы, физкультминутка.
Выполнение игровых заданий на формирование умения находить синонимы,
антонимы в тексте, объединять смысл пословиц.
Игры и задания с пословицами, на умение подбирать к ситуации
соответствующие пословицы.

8.

Игротека

9.
10.

Грамматические задания на формирование умения грамотному написанию
словарных слов.
Выполнение заданий на формирование умения разгадывать анаграммы.

1

11.

Играем со словарными
словами
Анаграммы

12.

Игротека

1

13.

Секреты некоторых букв.

14.

Шарады, анаграммы,
метаграммы

15.

Ещё раз о синонимах и
антонимах.
Игротека

Игры и задания на формирование умения объяснять смысл пословиц,
подбирать к словам анаграммы, грамотно писать словарные слова.
Выполнение заданий на формирование умения различать две роли мягкого
знака в словах.
Разгадывание шарад, подбирать пословицу к тексту, придумывать
предложения, разнообразные по цели высказывания и по интонации, рубрика
« Мишуткина академия"
Умение подбирать синонимы и антонимы к данным словам, находить
синонимы и антонимы в тексте.
Разгадывание шарад, метаграмм, находитьсинонимы и антонимы в тексте,
различать мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и
разделительный мягкий знак.
Выполнение заданий на формирование умений выделять из речи имена
существительные, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых,
писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Умение выделять глаголы из речи, изменять глаголы по временам, подбирать
синонимы к глаголам.
Умение различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету,
называть прилагательные – синонимы и прилагательные - антонимы.
Игры и задания на умение различать части речи, одушевлённые и
неодушевлённые предметы, подбирать синонимы к словам, образовывать
словосочетания по образцу.
Задания на формирование умения определять тему и основную мысль
текста, составлять рассказ по картинкам.
Задания на умение придумывать заголовок к тексту.

16.
17.

Слова, обозначающие
предметы

18.

20.

Слова, обозначающие
действия предметов
Слова, обозначающие
признаки предметов.
Игротека

21.

Текс Тема. Главная мысль.

22.

Заголовок – всему голова.

19.

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.

Работаем с фразеологизмами.

Игры и задания с фразеологизмами, на умение употреблять их в речи.

1

24.

Игротека

1

25.

И снова пословицы.

26.

Ещё раз о фразеологизмах.

Умение употреблять фразеологизмы в речи, придумывать заголовок к тексту,
определять основную мысль текста.
Выполнение заданий на определение скрытого смысла пословиц, расширять
словарный запас.
Умение употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения.

27.

Русские народные сказки.

Разгадывание русских народных загадок.

1

28.

Игротека.

1

29.

И вновь словарные слова.

Нахождение скрытого смысла пословицы, подбор к тексту пословиц,
разгадывание русских народных загадок.
Умение грамотно писать словарные слова.

30.

Выполнение заданий на формирование умения различать части речи,
одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Знакомство с понятием « качества характера» и многообразием имён
прилагательных, служащих для характеристики человека и животных.

1

32.

Учимся различать имена
существительные, имена
прилагательные, глаголы.
Какие слова русского языка
помогают называть качества
характера.
Игротека.

1

33.

Повторяем….

34.

Повторяем…. Повторяем……

Умение грамотно писать изученные словарные слова различных частей
речи, а также одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задания на формирование умения определять скрытый смысл пословиц,
подбирать к ним пословицы, близкие по смыслу, упражнять в разгадывании
русских народных загадок.
Игровые задания .

31.

1
1

1

1
1

3 класс
№п/п

Тема

1.

Да здравствует русский язык.

2.

Вежливые слова.

Характеристика основных видов деятельности
Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы; развитие
внимания, мышления, воображения; воспитание уважения к богатству
русского языка.
Систематизирование знаний учащихся о вежливых словах; развитие

Количество
часов
1
1

3.

Поговорки и пословицы.

4.

Игротека.

5.

Запоминаем словарные слова.

6.

Растения во фразеологизмах.

7.

Животные во фразеологизмах.

8.

Игротека.

9.

Я не поэт, я только учусь…..

10.
11.

Как морфология порядок
навела.
Игры с пословицами.

12.

Игротека.

внимания, логического внимания, воображения, пространственной
ориентации, памяти, чувства рифмы; стремление активно использовать в
своей речи вежливые слова.
Представление учащихся о пословицах и поговорках, формирование умения
отличать пословицу от поговорки; развитие внимания, мышления,
воображения, памяти.
Закрепление знания учащихся о вежливых словах, пословицах,
фразеологизмах и их значениях, формирование умения разгадывать русские
народные загадки; внимания, творческого мышления, воображения, речи.
Тренировка учащихся в грамотном написании словарных слов; развитие
внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских
способностей.
Знакомство учащихся со значением и происхождением фразеологизмов: «
манна небесная», « отделять плевелы от пшеницы», «задать перцу», « дело
табак»; развитие внимания, мышления, пространственной ориентации,
воображения, памяти, фантазии, артистических способностей.
Знакомство учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в
которых встречаются названия животных: « отставной козы барабанщик», «
показать, где раки зимуют», « мышиная возня»; развитие внимания,
мышления, воображения, фантазии, пространственной ориентации, чувство
рифмы и ритма, артистических способностей.
Знакомство учащихся со значением фразеологизмов: «собаку съесть», «
стреляный воробей», « развесистая клюква», « разделать под орех»,
упражнять в правильном написании словарных слов, развитие внимания,
мышления, речи, конструкторских, а также артистических способностей.
Формирование у учащихся представления о стихотворной речи, понятиях «
рифма»и « ритм», упражнение в умении подбирать рифмующиеся слова,
сочинять четверостишия по заданным рифмам; развитие внимания,
творческого мышления, конструкторских способностей, воображения,
чувства ритма и рифмы.
Различать часть речи: существительное, прилагательное, глагол; развитие
внимания, мышления, в том числе – творческое воображение, речь.
Определять скрытый смысл пословицы; развитие внимания, мышления,
воображения, расширять словарный запас.
Тренировка учащихся в подборе рифмующихся слов, выявлять скрытый
смысл пословиц, различать части речи, развитие внимания, мышления,
воображения, артистических способностей.

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

13.

И снова животные во
фразеологизмах.

14.

Кое – что о местоимении.

15.

Познакомимся поближе с
наречием и числительным.

16.

Игротека.

17.

Состав слова. Основа слова.
Формы слова.

18.

Про корень и окончание.

19.

Про суффикс и приставку.

20.

Игротека.

21.

Непроизносимые согласные.

22.

Учимся различать приставку
и предлог.

23.

Учимся писать « не» с
глаголами.

24.

Игротека.

Знакомство учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в
которых встречаются названия животных, «три кита», « ход конём", «
газетная утка», развитие внимания, мышления, слуховой памяти,
пространственной ориентации, чувства рифмы и ритма.
Представление учащихся о личных местоимениях и их формах, развитие
внимания, мышления, воображения.
Представление учащихся о наречии и числительном, формирование умения
находить в тексте данные части речи, отличать количественные
числительные от порядковых, развитие внимания, мышления, воображения
,памяти.
Различать наречие, местоимение, формирование умения соотносить
фразеологизм и его значение, развитие внимания, мышления, воображения.
Закрепление имеющихся у детей знаний о корне, окончании, приставке,
суффиксе, основе слова, умение отличать форму одного и того же слова от
другого родственного слова, развитие внимания, мышления,
пространственной ориентации, воображения.
Находить корень в слове, придумывать однокоренные слова, находить
однокоренные слова в группе слов, отличать форму слова от другого
однокоренного слова, развитие внимания, мышления, воображения.
Представление учащихся о значениях суффиксов и приставок, закрепление
умения выделять в слове суффиксы и приставки, развитие внимания,
мышления, конструкторских способностей.
Состав слова, умение выделять корень, окончание, приставку, суффикс в
словах, развитие внимания, мышления, чувство рифмы и ритма,
воображения.
Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, развитие
внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации.
Умение отличать приставку от предлога, грамотно писать их в
предложениях, развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских
способностей.
Знакомство учащихся со служебными частями речи, в том числе – с частицей
«не», тренировка в грамотном написании «не» с глаголами, развитие
внимания, мышления, воображения, чувство рифмы и ритма,
конструкторских способностей.
Грамотное написание непроизносимых согласных, приставок и предлогов,
«не» с глаголами, развитие внимания, мышления, воображения, памяти.

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1

25.

Имена существительные с
шипящим звуком на конце.

26.

Его величество ударение.

27.

Поговорим о падежах.

28.

Игротека.

29.

Сложные слова.

30.

От архаизмов до неологизмов.

31.

По страницам энциклопедий.

32.

Игротека.

33.

Повторяем…..

34.

Повторяем, повторяем…..

Повторение шипящих звуков русского языка, правописание имён
существительных с шипящими на конце, подбирать синонимы; развитие
внимания, мышления, воображения.
Правильно ставить ударение в словах, расширять имеющихся у детей
знания об омографах; развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
Тренировка учащихся в определении падежа имён существительных;
развитие внимания, мышления, конструкторских способностей.
Повторение правописаний существительных с шипящими на конце, умение
сочинять стихотворные строчки, определять падеж имён существительных;
развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации.
Упражнение учащихся в правописании слов, образованных путём сложения
двух основ; развитие внимания, мышления, воображения, конструкторских
способностей, расширение словарного запаса.
Знакомство учащихся с понятиями: « общеупотребительные слова», «
историзмы», « архаизмы», «неологизмы», умение различать их, а также
находить в тексте архаизмы, подбирать к ним современные синонимы;
развитие внимания, мышлении я, памяти.
Привлечь внимание учащихся к энциклопедическим изданиям, знакомство с
понятиями:
« такт», « сальто – мортале», происхождением названия автомобиля
«Мерседес» и кондитерского изделия « ромовая баба»; развитие внимания,
зрительной памяти, мышления, воображения.
Писать грамотно сложные слова, умение различать архаизмы и неологизмы,
осмысленно читать энциклопедическую литературу; развитие внимания,
мышления, памяти, речи.
Разбор слов по составу, правильно писать сложные слова, « не» с глаголами,
определение падежей имён существительных; развитие внимания,
логического мышления, чувство рифмы и ритма.
Правильно писать слова с непроизносимыми согласными, разбор слова по
составу, определение значений фразеологизмов.

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

4 класс
№п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество
часов

1.

И снова о русском языке.

2.

Крылатые слова и афоризмы.

3.
4.

Копилка занимательных
заданий.
Игротека.

5.

Об именах.

6.

О русских фамилиях.

7.
8.

В поисках сбежавших
головоломок.
.Игротека.

9.

Мы играем в логогрифы.

10.

Учимся распознавать речевые
ошибки.

11.

Коллекция заморочек.

12.

Игротека.

13.

Ох уж эти фразеологизмы!

Уточнение представления обучающихся о роли русского языка в жизни
общества; развитие внимания, мышления, воображения, пространственной
ориентации, речи; воспитание любви и уважения к русскому языку.
Знакомство с понятиями: крылатые слова, афоризмы; расширение
словарного запаса; развитие внимания, нестандартного мышления, памяти;
воспитание чувства восхищения богатством русского языка..
Развитие внимания, мышления, воображения; обогащение словарного запаса
детей; воспитание чувства любви и уважения к русскому языку.
Повторение, в чём заключаются выразительность и богатство русского
языка; формирование умения находить значение крылатых слов
(фразеологизмов), повторение признаков афоризмов; развитие внимания,
мышления, памяти, воображения; расширение словарного запаса.
Расширение представления детей о разнообразии имён и их форм, истории
возникновения древнерусских и современных имён; развитие внимания,
мышления, памяти, воображения, артистических способностей,
фонематического слуха.
Знакомство детей с распространёнными происхождениями русских фамилий;
воспитание уважения к русским традициям; развитие внимания, памяти,
мышления, воображения.
Развитие внимания, нестандартного мышления, конструкторских
способностей, творческого воображения.
Повторение изученного материала об именах и русских фамилиях; развитие
внимания, мышления, слуховой памяти, конструкторских и артистических
способностей.
Знакомство детей с понятием «логогрифы» ; формирование умения играть в
логогрифы; развитие внимания, мышления, воображения, пространственной
ориентации, артистических способностей.
Формирование у обучающихся умения распознавать и устранять в тексте
речевые ошибки; развитие внимания, мышления, воображения,
конструкторских способностей, речи.
Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, быстроты реакции,
конструкторских и артистических способностей.
Закрепление умения играть в логогрифы, а также находить и устранять
речевые ошибки; развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Формирование у обучающихся умение находить в тексте фразеологизмы,
определять их значения, заменять словосочетания соответствующими
фразеологизмами; развитие внимания, мышления, воображения

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

14.

Работа над рифмами.

15.

Словесные забавы.

16.

Игротека.

17.

Продолжаем работу над
фразеологизмами.

18.

Русские пословицы и
поговорки.

19.
20.

Ассорти для любителей
русского языка.
Игротека.

21.

И снова о фразеологизмах.

22.

Однородные члены
предложения.

23.

Ошибочка вышла!

24.

Игротека.

артистических и конструкторских способностей; расширение словарного
запаса.
Знакомство с отличительными признаками стихотворного текста,
разнообразием рифм; формирование умения подбирать рифмующиеся слова,
продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме; развитие
памяти, мышления воображения, чувство рифмы.
Знакомство детей с различными формами игр со словами; развитие
внимания, ориентации в пространстве, творческого мышления,
артистических способностей, чувство рифмы.
Повторение видов рифм; формирование умения определять название рифмы
в четверостишии, продолжать знакомство со словесными забавами; развитие
внимания, мышления, воображения, конструкторских способностей.
Знакомство обучающихся с историей происхождения фразеологизмов: « язык
до Киева доведёт», «после дождичка в четверг», « закидывать удочку»,
формирование умения подбирать к ситуациям соответствующие
фразеологизмы, развитие внимания, мышления, памяти, воображения,
артистических способностей.
Уточнение представления обучающихся об отличии пословиц от поговорок;
развитие внимания, памяти мышления, воображения, расширение
лексического запаса.
Знакомство обучающихся с понятием «палиндромы»; развитие внимания,
мышления, воображения, конструкторских способностей.
Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса
обучающихся, воспитание чувства любви и уважения к русскому языку.
Формирование у обучающихся умения отличать фразеологизм от похожего
словосочетания ( «важный человек» - «важная птица»), вычленять
фразеологизмы из текста; развитие внимания, мышления, воображения,
конструкторских способностей; расширение словарного запаса.
Уточнение знаний обучающихся об однородных членах предложения;
формирование умения находить однородные члены предложения, правильно
ставить знаки препинания; развитие внимания, мышления, воображения.
Развитие внимания, мышления памяти, творческого воображения, фантазии,
речи.
Формирование у обучающихся умения находить в тексте однородные члены
предложения, правильно ставить знаки препинания, знакомство с историей
происхождения и значением фразеологизма «краеугольный камень»;
развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи.

1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

25.

Про омонимы и их
разновидности

26.

Ещё немного фразеологизмов.

27.

В стране перевертундии.

28.

Игротека.

29.

Что такое «паронимы».

30.

Запоминаем словарные слова.

31.

31 июня

32.

Игротека.

33.

Повторяем…..

34.

Повторяем, повторяем…..

Уточнение представления обучающихся об омонимах, знакомство с их
разновидностями (омографы, омофоны, омоформы), развитие внимания,
мышления, воображения, конструкторских способностей.
Уточнение представления обучающихся о фразеологизмах – синонимах
фразеологизмах – антонимах; формирование умения находить
фразеологизмы в тексте, активно употреблять их в своей речи.
Развитие внимания, нестандартного мышления, творческого воображения,
фантазии, пространственной ориентации, слуховой памяти.
Повторение разновидностей омонимов; знакомство с историей
происхождения и значениями фразеологизмов «закусить удила», «попасть
впросак», развитие внимания, мышления, расширения словарного запаса.
Знакомство обучающихся с понятием «паронимы»; формирование умения
различать паронимы по лексическому значению и грамотно употреблять в
речи, развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических
способностей.
Закрепление умения грамотно писать словарные слова; развитие внимания,
мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения.
Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, речи.

1

Формирование умения различать пары паронимов по их лексическому
значению, запоминать написание словарных слов, развитие мышления,
быстроты реакции, воображения. и чувство рифмы.
Закрепление знаний о русских именах и фамилиях, афоризмах, логогрифах,
развитие памяти, мышления, воображения, быстроты реакции.
Повторение известных детям названия рифм, формирование умения
определять название рифмы в четверостишии, продолжать работу над
фразеологизмами и речевыми ошибками, развитие мышления, чувства
рифмы, конструкторские способности, речь.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•

Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ.

1
1
1
1

1
1

1
1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•
•
•
•
•
•
•

Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание.
Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collektion.edu/ru
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Федеральный портал «Российское
образование»: http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279 /
Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.
http://www.uchportal.ru/load/46
Электронная версия газеты «Начальная школа» http://nsc.1september.ru
Cловари русского языка http://www.speakrus.ru/dict
Словопедия: русские толковые словари http://www.slovopedia.com
.ЦОР по русскому языку для начальной школы.
ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Электронный тренажёр «Безударные гласные. Орфография» №1. http://fcior.edu.ru/card/23723/be zudarnye-glasnyeorfografiya.html
Электронный тренажёр «Безударные гласные. Орфография» №2. http://fcior.edu.ru/card/23748/be zudarnye-glasnyeКомплекс методических разработок по ВД "Занимательный русский" для 3 - 4 классов
Фразеологизмы https://resh.edu.ru/subject/lesson/4507/train/
Развивающие игры на знание основ русского языка.http://baby.com.ua
Загадки и кроссворды для детей.http://suhin.narod.ru
Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса. http://bomoonlight.ru/azbuka/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».