Приложение № 1.2.5
к Основной образовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»,
утверждённой приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 29.08.2025г. № 80-д
Подписан: Сарычева Светлана Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Усть-Ницинское,
T=ДИРЕКТОР, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
УСТЬ-НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=02591216941, ИНН=665100385157,
E=ust-nizsoh@mail.ru, G=Светлана Юрьевна,
SN=Сарычева, CN=Сарычева Светлана Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
(наименование курса внеурочной деятельности (направление))
__________начальное общее образование___1-4 класс______________
(Уровень общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Составитель программы:
Гагарина Е.Н., учитель, первая квалиф. категория
(ФИО)
______2025 г._______
(год составления рабочей программы)
(должность)
(квалификационная категория)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами
художника» рассчитано на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;
• толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций
• навык самостоятельной работы и работы в группе, при выполнении практических творческих работ;
• ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
• самооценка на основе критерия успешности деятельности;
• трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать
другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
• устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять
самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
• эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты:
•
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать
художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
•
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
•
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
•
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как
по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства,
художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами
изобразительного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного
замысла;
Предметные результаты:
уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;
эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Живопись
Первый год обучения (10 ч.) Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных,
тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения
белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение
пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения(14 ч). Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте теплых и холодных
цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета
белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью
глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения(11ч). Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный,
фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку
дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми
и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения(12ч). Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с
цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых
контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания
на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
Графика
Первый год обучения(10ч). Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую
можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте
темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и
фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения(10ч). Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки
(проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения
разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими
графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой
рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании
графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения(10ч). Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с
техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при
одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и
контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения(11ч). Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы,
выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических
материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры
света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой
ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения(4ч). Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение
сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения(-). Развитие навыка использован основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со
скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов
передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения(4ч). Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей
большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение
приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры
(создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвёртый год обучения(4ч). Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа:
продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении.
Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения(4ч). Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде
прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой
обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать
плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию
художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с
фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические
композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).
Второй год обучения(4ч). Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения
симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения(4ч). Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью
ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения(4ч). Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными
нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом
использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости
цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные
листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения(3ч). Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание
гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и
целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения(3ч). Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа
участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с
помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения(2ч). Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания.
Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные
приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Четвёртый год обучения(1ч). Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания,
надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой
используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
Работа с природными материалами
Первый год обучения(-). В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна,
обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы
выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы
и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения(2ч). Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых
побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения(2ч). Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм.
Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или
человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной
манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения(1ч). Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий.
Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также
в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую
работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения(2ч). Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих
результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения
дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения(1ч). При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и
вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения(1ч). Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов
высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические
замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление
новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения.(1ч) Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего
коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут
определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения
дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности
изобразительного искусства. Всего-135 часов.
Требования к уровню подготовки:
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате посещения занятий кружка «Смотрю на мир глазами художника»
учащиеся должны научиться:
- особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны и мира;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края, области;
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного
декоративного искусства;
- виды аппликации.
Дети должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной
композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)
пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка
народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой
(одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- оформлять выставки собственных работ
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных
профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов
России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, об организации
коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного
поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и
человечества, стремление к сотрудничеству со старшими детьми, со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности;
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к
самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Разделы и темы
1
2
3
4
5
6
7
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Итого
1
2
3
4
5
6
7
1
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Итого
1
2
3
4
5
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
В авторской
программе
1 класс.
10
9
4
4
3
3
1
34
2 класс.
11
10
3
4
3
2
1
34
3 класс.
11
10
4
4
2
В рабочей программе
10
9
4
4
3
2
1
33
11
10
3
4
3
2
1
34
11
10
4
4
2
6
7
Работа с природными материалами
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Итого
1
2
3
4
5
6
7
1
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Итого
1
2
3
4
5
6
7
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Итого
2
1
34
4 класс.
12
11
4
4
1
1
1
34
Всего за 1-4 классы.
44
40
15
16
9
8
4
136
2
1
34
12
11
4
4
1
1
1
34
44
40
15
16
9
7
4
135
Часы
учебн
ого
време
ни
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Характеристика основной деятельности ученика
Учебный (тематический) план
1 класс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Вводное занятие. Чем и 1
как рисует художник?
Что такое живопись.
1
Три основных цвета.
1
Тёплые цвета. Осенние 1
листья.
Холодные
цвета. 1
Рисуем воду.
Цветовое пятно. Рыбки. 1
Цветовое пятно. Рисуем
деревья, пейзаж.
Насыщение цветового
пятна белым цветом.
Небо.
Насыщение цветового
пятна чёрным цветом.
Изображение
животных, птиц.
Техника
«Граттаж»
паутинка.
Творческая
работа
«Коралловый риф».
Техника
«Цветные
карандаши»
штрихи,
упражнения.
1
1
1
1
1
1
1
Исследование, наблюдение сравнение предметов (форма, размер, цвет, характер,
детали).
Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи.
Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание
красок для получения новых оттенков.
Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей
строения разных форм листьев, деревьев.
Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе
материалов и применение их в работах.
Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей рыб. Применение в работе
разных видов линий, мазков (работа кистью)
Создание композиции пейзажа, используя технику акварели. Совершенствовать
приёмы работы кистью, акварелью.
Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна.
Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна. Анализ,
сравнение при добавлении белой и чёрной краски.
Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их
соединения. Прорисовывание конструктивных деталей контуром.
Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ
этапов выполнения работы в технике «Граттаж».
Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ
этапов выполнения работы в технике «Граттаж».
Выполнение упражнений: линий разного вида, штриховки.
14. Техника
«Цветные
карандаши,
фломастеры» узоры.
15. Техника «Фломастеры»
попугай.
16. Техника
«Чёрный
фломастер»
зимнее
дерево.
17. Техника
«Чёрный
фломастер»
зимний
лес.
18. Техника
«Восковой
мелок и акварель»
снежинки.
19. Линия, штрих, пятно
«Сказочный замок»
20. Симметрия, пропорции.
Насекомые
(пластилин).
21. Лепка из жгутиков
(пластилин) улитка.
22. Рельеф (тесто из газет),
рыбка.
1
1
1
Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного
прорисовывания деталей фломастерами. Составить орнамент из геометрических
фигур в квадрате.
Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы. Деление целого на
части.
Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация
выразительного, яркого образа. Анализ формы.
1
Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.
1
Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна
акварелью.
1
Композиционное решение рисунка, анализ геометрических форм, линейное
построение рисунка, цветовое пятно.
Анализ конструктивной формы насекомых. Использование в работе приёмов
лепки.
1
1
Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.
1
Заготовка материала, применение в работе приёмов лепки. Сравнение приемов
лепки из пластилина и теста. Моделирование композиции «Подводный мир».
Оформление работы в цвете.
Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной
лепки.
Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов
работы при заготовке, соединении деталей.
23. Объёмная
лепка, 1
транспорт.
24. Аппликация из бумаги 1
«На даче» из деталей
квадрата,
прямоугольника.
25. Обрывная аппликация 1
из бумаги «Жук на
листочке».
Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной
аппликации.
26. Аппликация «Осенний 1
ковёр».
27. Объёмная аппликация 1
«Зимний пейзаж».
Заготовка деталей композиции, анализ конструктивных форм листьев, цветовое
решение.
Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе
разных приёмов работы с бумагой.
28. Солнышко и полянка 1
на плоскости.
29. Цыипленок
на 1
плоскости.
Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе
разных приёмов работы с бумагой.
Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги,
скручивание. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж
по правилам техники безопасности.
Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при
получении конуса (колокольчика
Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных
материалов по рисунку.
Составление объёмной композиции, соединение деталей.
30. Колокольчик из конуса.
1
31. Аппликация из семян 1
клёна «львёнок».
32. Овечка из чечевицы.
1
33. Организация
и 1
обсуждение выставки
детских работ.
Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.
№
п/п
1.
Наименование
разделов и тем
Часы
учебного
времени
2 класс
2.
Игра
с
красками. 1
Основные цвета.
Тёплые цвета
1
3.
Холодные цвета.
4.
Осенняя
грусть 1
(пейзаж).
Натюрморт «Цветы».
1
5.
1
6.
Рисуем
деревья 1
(сказочные образы).
7.
Насыщение цветового
пятна белым цветом.
Зима.
8. Композиция «Зимние
игры, забавы».
9. Изображение
животных, птиц.
10. Насыщение цветового
пятна чёрным цветом.
11. Первоцвет.
1
12. Упражнения (штрихи).
1
1
1
1
1
Характеристика основной деятельности ученика
Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи. Анализ картин
художников. Смешивание и получение новых оттенков красок.
Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для
получения новых тёплых оттенков.
Анализ приема получения живописного пятна. Смешивание красок для получения новых
холодных оттенков.
Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и
применение их в работах.
Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей цветов. Применение в работе разных
видов линий, мазков (работа кистью).
Создание композиции пейзажа с изображением сказочных форм деревьев (развитие
фантазии, воображения), используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы
кистью, акварелью.
Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Составление сюжетной
композиции на заданную тему.
Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при
добавлении белой и чёрной краски.
Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
Прорисовывание конструктивных деталей контуром.
Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при
добавлении белой и чёрной краски.
Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в
цвете в технике акварели.
Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.
13. Объёмные
предметы
(простой карандаш).
14. Поздняя
осень
(пейзаж).
15. Зарисовки
птиц
(фломастеры).
16. Упражнения (штрихи).
17. Техника
«Чёрный
фломастер» лес.
18. Техника
«Восковой
мелок и акварель»
узоры.
19. Граттаж
«Сказочный
замок»
20. Изображение животных
(восковые мелки).
21. Весенние
ручейки
(цветные карандаши).
22. Лепка собаки.
23. Объёмная
лепка
транспорт.
24. Рельеф. Орнамент из
глины.
25. Аппликация «Зимний
пейзаж».
1
1
Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. Передать объем
предметов за счёт светотени.
Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания
деталей фломастерами.
Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы Деление целого на части.
1
1
Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.
Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.
1
1
Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью.
Составить растительный орнамент в полосе (ткань, обои), используя элементы
чередования, повторения.
Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов
выполнения работы в технике «Граттаж».
Анализ конструктивных форм, техники выполнения работы восковыми мелками.
1
Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.
1
1
Анализ конструктивной формы животных. Использование в работе приёмов лепки.
Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.
1
Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки.
1
Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при
заготовке, соединении деталей. Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата,
бумага, картон).
Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации из
бумажных комков.
Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации.
Подготовить эскиз.
1
1
26. Объёмная аппликация 1
из бумажных комков.
27. Обрывная аппликация 1
из
бумаги
«Натюрморт».
28. Аппликация из ткани.
30. Композиция из мятой 1
бумаги «Опушка леса».
31. Силуэты героев сказок 1
Пушкина
Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных
приёмов работы с бумагой Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага,
картон).
Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание.
Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники
безопасности.
Работа с использованием мятой бумаги, скручивание.
Способы декоративного
оформления готовых работ.
Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении
конуса. Украшение изделия.
32. Аппликация из семян 1
клёна «корзина»
Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по
рисунку.
33. Рыбки
орехов
Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по
рисунку.
29. Дерево
бумаги.
из
из
1
мятой 1
грецких 1
34. Организация
и 1
обсуждение выставки
детских работ.
Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.
№
п/п
1.
Наименование
разделов и тем
Часы учебного
времени
3 класс
Характеристика основной деятельности ученика
1
Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветовых пятен.
2.
Смешанные цвета и их
особенности.
Осеннее настроение.
1
3.
4.
Образ дерева
Родственные цвета.
1
1
Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния
человека
Передача характера различных видов деревьев
Составление композиции «Зеленный лягушонок в зеленом болоте».
5.
Контрастные
цвета.
Зонтики.
Зарисовка фруктов и
овощей.
Зарисовка
вазы
с
веточками рябины
Живописные техники.
1
Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.
1
Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и
полутонов.
Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и
полутонов.
Изучение способов наложения красок по сырому или просохшему листу.
6.
7.
8.
9.
1
1
«Цветущий
луг». 1
Знакомство с приемом
тампования.
10. Изображение доброго и 1
злого сказочного образа
11. Живописный
прием 1
подмалевок. «Зимняя
красавица».
Знакомство с приемом тампования. Составление композиции.
Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния
человека
Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности освещения.
12. Техника рисования
цветным карандашом и
фломастером.
13. Линия в пространстве
14. Рисунок шара.
15. Рисунок куба.
1
Работа в технике рисования цветным карандашом и фломастером.
1
1
1
16. Техника печати «сухой
кистью»
17. Создание графических
образов. Зарисовка.
18. Рисование без отрыва
от плоскости.
19. Штриховка.
«Идет
дождь»
20. Зимний сад
21. Создание графических
образов
22. Наши друзья –
животные.
23. Птицы в полёте.
1
Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа.
Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока.
Линейно-конструктивное построение куба.
Эскизный набросок домика.
Изображение животных и кроны деревьев на картоне
1
Работа гелевой ручкой. Изображение цветов – астр.
1
Изображение животных и крон деревьев на картоне
1
Применение в рисунке разных выразительных средств (линия, штрих).
1
1
Упражнения по прорисовке перспективного сокращения объемных предметов.
Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий.
1
1
Знакомство со способами и правилами работы с пластилином скатывание, сплющивание,
вытягивание).
Лепка птиц. Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.
24. Коллективная работа
«Разноцветный
зоопарк»
25. Брошь из массы для
лепки.
26. Использование
фломастеров
в
аппликации «Замок».
27. Декоративная
аппликация «Веер»
1
Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных
1
Лепка декоративного украшения
1
Понятие аппликация, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с
ножницами, клеем. Использование фломастеров в аппликации
1
Основы композиционного решения, разметка деталей, этапы выполнения.
28. Работа над сюжетной
аппликацией «Букет
сирени».
29. Аппликация
«Чаепитие»
30. Балерина в пачке.
31. Панно «Бал во дворце»
32. Найди свой образ
1
Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы.
1
Понятия (объёмная аппликация), создание композиции на заданную тему. Свойство бумаги
(сминание, скручивание).
Освоение приемов художественной обработки бумаги.
Освоение техники работы с бумагой.
Нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой
1
1
1
33. Флористическая
1
композиция «Сказочная
поляна»
34. Организация
и 1
обсуждение выставки
детских работ.
Сравнение свойств различных природных материалов: листьев, шишек, желудей, каштанов.
Составление композиции.
Подведение итогов работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование
разделов и тем
Часы учебного
времени
4 класс
Основные
законы 1
живописи.
Цветовой спектр.
1
Красоту нужно уметь 1
замечать. Монотипия.
Выполнение
1
упражнений «Цветные
тени»
«Прощай осень».
1
6.
Герой
сказки
7.
Колективное
«Павлин»
рнародной 1
панно
Характеристика основной деятельности ученика
Представление законах живописи. Заочная экскурсия в картинную галерею. Виды жанров живописи.
Беседа. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и
гуашевыми красками.
Разнообразие цвета, светлота, насыщенность.
Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с
техникой монотипии.
Изображение цветового этюда с
различным цветовым решением.
Знакомство с композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень»,
И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.
Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.
Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о
красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное,
композиционный центр.
Знакомство с законами построения орнаментов: симметрией, чередование элементов. Создание
декоративного панно.
8.
9.
Законы
композиции. 1
Композиционный
центр.
Свет, тень, оттенок.
1
10. «История из
предметов»
11. Скатерть самобранка
12. «Цветущий луг».
Знакомство с приемом
тампования.
1
13. Выразительные
средства графики.
1
14. Приемы работы с
мелом.
15. Космический пейзаж.
1
1
1
1
16. Приемы работы с углем 1
и сангиной.
17. В зоопарке.
1
18. Книжная графика.
1
Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма,
пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных,
дополнительных цветах, понятие «цветовой контраст».
Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.
Развитие композиционного мышления и воображения. Создание декоративного панно.
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе
собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)
Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с
использованием разнообразных приёмов.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.
Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Линейно-конструктивное построение рисунка.
Линия, штрих, пятно.
Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.
Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы. Деление целого на части.
Знакомство с книжной графикой. Анализ, сравнение книжной графики со станковой.
19. Иллюстрация к сказке
1
Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка.
20. Шрифт. Буквица.
1
Знакомство с понятием шрифти его составными элементами. Выполнение эскиза буквицы.
21. Приемы работы
гелевой ручкой.
22. Ветка сакуры.
1
Знакомство с индивидуальнымиособенностями художественных материалов.
1
Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике
гелевая ручка.
23.
Пришелец из далекой
галлактики.
24. Лепка колокольчика.
1
25. Лепка лошади.
1
1
26. Лепка
на
картоне 1
сказочного героя
27. Рельеф «Маска»
1
28. Аппликация «Родные
просторы» из листьев.
29. Объемная аппликация.
Сова
30. Аппликация
«Сказочный сад».
31. Аппликация из ткани
«Ковер» (коллективная
работа)
32. Балерина в пачке.
Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике
гелевая ручка.
Знакомство с выразительными возможностями материала для лепки — глины.
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художникованималистов. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Освоение приемов объёмной, плоскостной работы с пластилином.
Освоение приемов объёмной, плоскостной работы с пластилином.
1
Создание небольших пейзажей из природных материалов.
1
Освоение приемов объёмной аппликацией.
1
Беседа о технике «вырезанная аппликация».
1
Освоение приемов аппликации из ткани. Ознакомление с условиями коллективного творчества.
1
Трансформация плоского листа бумаги и освоение его возможностей.
33. Проект «Уголок
1
природы»
34. Организация
и 1
обсуждение выставки
детских работ.
Создание небольших объёмных пейзажей из природных материалов.
Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.