1_1_11 РП Секреты финансовой грамоты 2-3 класс

Подписан: Сарычева Светлана Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Усть-Ницинское,
T=ДИРЕКТОР, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
УСТЬ-НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=02591216941, ИНН=665100385157,
E=ust-nizsoh@mail.ru, G=Светлана Юрьевна, SN=Сарычева,
CN=Сарычева Светлана Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью

Приложение № 1.1.11
к Основной образовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»,
утверждённой приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 29.08.2025 г. № 80-д

Рабочая программа учебного предмета (курса)
_____________________Секреты финансовой грамоты__________________
(наименование учебного предмета (курса))

__________начальное общее образование___1-4 класс______________
(Уровень общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Составители программы:
Лукина И.С., учитель, высшая квалиф. категория
(ФИО)

(должность)

(квалификационная категория)

Воронова Н.В., учитель, первая квалиф. категория
Волкова Г. В., учитель, первая квалиф. категория
Галкина М.Е., учитель, СЗД

2025 г.
(год составления рабочей программы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой
грамоты» (далее — Программа) на уровне начального общего образования подготовлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО).
Финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих
моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового
благосостояния».
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в элементарные финансовые
отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами, совершают простые покупки, подсчитывают
деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская)
финансовая грамотность младших школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников,
стихийно сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового поведения окружающих.
Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в один клик),
которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребёнка, но и для всей его семьи.
Изучение учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой
грамоты», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих
целей:
—
осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе целостного взгляда
на окружающий мир; освоение финансовых, математических, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании данного учебного курса;
—
развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия
успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей

принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре,
традициям народов России; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное обогащение
обучающихся;
—
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным ресурсам и их бережливому
потреблению в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей финансовой грамотности, в
которых младшие школьники уже осуществляют элементарные финансовые действия в своей повседневной жизни и
которые обеспечивают освоение грамотных способов действий в решении финансовых задач, социально и личностно
значимых для детей 8–12 лет. Во 2 классе к таким содержательным областям относятся «Обмен», «Деньги» и «Как
грамотно делать покупки»,
в 3 классе — соответственно «Доходы», «Расходы» и Экономия, сбережения и
накопление»; в 4 классе — «Семейный бюджет», «Личный бюджет» и «Благотворительность». Данные содержательные
области задают в каждом классе достаточно широкий общий контекст, организующий множество разрозненного
фактического и исторического материала, элементы житейского и учебного опыта младших школьников в целостную
картину.
Методологической основой Программы является системно-деятельностный подход, включающий систему
концепций: теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я.
Гальперина, возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова,
теория содержательного обобщения В. В. Давыдова, теория содержательного общения Г. А. Цукерман, современные
подходы к формированию функциональной грамотности школьников, представленные в работах Н. Ф. Виноградовой, Г.
В. Ковалёвой, О. Б. Логиновой, Е. Л. Рутковской и др.
Для реализации Программы необходимо соблюдение следующих дидактических принципов:
— реализация межпредметных связей и интеграция содержания курса

«Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» с учебными предметами,
в том числе: математикой, технологией, окружающим миром, литературным чтением;
— организация вовлечённости младших школьников в повышение личной финансовой грамотности через
перенос финансовых знаний и умений на ситуации, максимально приближенные к реальной жизни, понятные и близкие
младшим школьникам в соответствии с их психолого-возрастными особенностями;
— включение в образовательный процесс «живой» финансовой информации в разнообразных форматах (видео, аудио-, тексты, фотографии, рисунки, в том числе представленные в электронном (цифровом) виде), работа с которыми
предусматривает наблюдение, поисковую активность детей, понимание и преобразование информации, проведение
элементарных мини-исследований, подготовку учебных проектов, вызывающую их личную заинтересованность,
желание обмениваться своими знаниями, вопросами и открытиями в учебных диалогах и дискуссиях;
— обеспечение максимальной самостоятельности и субъектной позиции младших школьников в овладении
системой действий с учебным материалом курса по финансовой грамотности;
— стимулирование становления самостоятельной оценки и самооценки младших школьников, в том числе в
области личных финансовых действий, привычек и поведения;
— принципиальная открытость и преемственность процесса повышения финансовой грамотности, его
продолжение в рамках самообразования и семейного финансового воспитания, а также на следующих уровнях общего
образования через постепенное усложнение финансовых задач и расширение жизненных контекстов применения
освоенных финансовых знаний и действий.
Программа рассчитана на 3 года, общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения во
2–4 классах, составляет 102 ч, по 34 ч в каждом классе, включая резервные часы. Программа реализуется как в рамках
учебной деятельности во 2-3 классе, так и во внеурочной деятельности в 4 классе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утв. приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и с учетом структуры и содержания Единой рамки
компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых, которая включает четыре предметных области
финансовой грамотности: Деньги и операции с ними; Планирование и управление финансами; Риск и доходность;
Финансовая среда. Последовательность разделов и тем отражает содержательные взаимосвязи между изучаемыми
явлениями и возрастные закономерности освоения детьми 8–12 лет умений грамотно и уверенно обращаться с
деньгами.
Основу содержания курса составляют первоначальные представления младших школьников об обмене,
происхождении денег и их функциях, покупке товаров и услуг, доходах и расходах, семейном и личном бюджетах,
способах накопления, сбережения и экономии, целях благотворительности.
2 КЛАСС
Раздел 1. Обмен
Когда и почему появился обмен?
Труд как условие удовлетворения потребностей человека. Разделение труда. Обмен результатами труда.
Правила справедливого обмена
К чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы обмена.
Трудности обмена
В чём трудности обмена? Как сравнить ценность предметов для обмена?
Раздел 2. Деньги
Для чего люди придумали деньги?
Когда и почему появились деньги? Товарные деньги. Функции денег.
Какими были самые первые деньги?
История денег. Металлические монеты. Бумажные банкноты.
Какими деньгами люди пользуются сейчас?

Современные российские деньги. Что такое национальная валюта? Покупательная способность денег.
Безналичные деньги. Банковская карта. Электронные деньги.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки Что можно купить за деньги?
Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая создана трудом человека и
предназначена для продажи. Услуга как деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей людей.
Покупка как процесс обмена денег на товары и услуги. Продажа как процесс обмена товаров и услуг на деньги.
Составляющие цены товара или услуги (затраты на производство, доставку, рекламу и продажу товара, торговые
надбавки).
Какие бывают покупки?
Для чего составлять список покупок перед походом в магазин? Какую важную информацию о качестве товара
сообщают упаковка и ценник товара?
Как выбрать нужные товары и услуги?
Как определять цель покупки? Как составить список покупок?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её выполнения).
Учимся читать рекламу
Какая реклама нас окружает в жизни? Какую информацию нам сообщает реклама? Чем полезна реклама для
покупателей?
Учимся покупать
Как выбрать товар нужного качества? Как выбрать товар в пределах имеющейся суммы? Как выбрать товар в
интернет-магазине? Как защитить личную информацию в интернете?
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её выполнения).
3 КЛАСС
Раздел 4. Доходы Что такое доходы?
Доходы как денежные поступления в семью. Труд как основной источник доходов семьи.
Откуда в семью приходят доходы?

Источники дохода: заработная плата, премия, наследство, выигрыш в лотерею, стипендия, пенсия, пособие по
уходу за ребёнком, доход от аренды имущества, доход от банковского вклада.
Какими бывают доходы?
Регулярные и нерегулярные доходы. Способы увеличения доходов. Чем полезны умения создавать новое,
постоянно учиться, договариваться с людьми? Могут ли деньги быть мерилом успеха человека?
Раздел 5. Расходы Что такое расходы?
Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение необходимых потребностей и желаний человека.
Направления расходов: обязательные, прочие; ежемесячные, сезонные, ежегодные, переменные. Расходы планируемые
и непредвиденные.
Куда уходят деньги в семье?
Может ли человек обойтись без расходов? Могут ли доходы удовлетворить все желания и потребности
человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает того, что он имеет?
Какими бывают расходы?
Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в семье являются обязательными, регулярными,
повседневными? Какова доля расходов различных видов в бюджете средней российской семьи? Как сокращать
необязательные расходы?
Ловушки денежных долгов
Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть. От чего зависит финансовое благосостояние
современного человека? Почему во всех финансовых отношениях важно соблюдать установленные сроки, правила,
договорённости?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её выполнения).
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления
Как стать бережливым и экономным человеком? Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к
труду людей. Экономное расходование средств и бережливое отношение к деньгам как способы сокращения расходов.
Экономное расходование денег на покупки. Экономное расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и
сокращение платы за коммунальные услуги
Как грамотно копить деньги?

Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения будущих потребностей.
Определение финансовой цели накопления денег. Условия и правила накопления денег.
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её выполнения).
4 КЛАСС
Раздел 7. Семейный бюджет Что такое семейный бюджет?
Семейный бюджет как запись учёта доходов и расходов семьи на определённый период времени. Нужно ли
вести бюджет семье с высокими доходами? Нужно ли вести бюджет семье с низкими доходами?
Как грамотно вести семейный бюджет?
Какие разделы в семейном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать отклонения от плана
расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и ведения семейного бюджета?
К каким последствиям приводит отсутствие контроля за расходами? Почему накопления на определённую цель
надо планировать и контролировать выполнение этого плана?
Зачем люди открывают вклад в банке?
Роль банка в увеличении доходов семьи. Сбережения как способ увеличения доходов семьи. Виды вкладов в
банке.
Как выбрать вид вклада?
Как определить цель открытия вклада в банке? Как сравнить условия банков по открытию вкладов? Как выбрать
надёжный банк для открытия вклада?
Зачем люди берут кредит в банке?
Роль банка в финансовой поддержке семьи. Банковский кредит как деньги, которые человек берёт у банка на
время в долг.
Как выбрать вид кредита?
Потребительский кредит, ипотека, автокредит. Кредитная карта. Риски пользования кредитом.
Раздел 8. Личный бюджет Что такое личный бюджет?
Личный бюджет ребёнка как часть общего бюджета семьи. Какие расходы в личном бюджете отнести к
обязательным, а какие — к желательным. Как личный бюджет помогает учитывать интересы других членов семьи.

Зачем ребёнку вести личный бюджет? Личный бюджет как средство управления личными (карманными)
деньгами. Какие качества развивает ведение личного бюджета?
Как грамотно вести личный бюджет?
Какие разделы в личном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать отклонения от плана
расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и ведения личного бюджета?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её выполнения).
Раздел 9. Благотворительность
Что такое благотворительность? Почему люди готовы бескорыстно отдавать своё другим, делиться с теми, кто
попал в беду, терпит лишения. Как люди творят благо? Благотворительные фонды, гранты на поддержку добрых дел.
Как помогать нуждающимся людям? Кто такие волонтеры, и чем они занимаются?
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её выполнения),

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕКРЕТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой
грамоты» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
—становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории
появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания
материальных и нематериальных богатств России;
—осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности;
—сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление интереса к
истории и традициям своей многонациональной страны, уважения к своему и другим народам;

—первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
правилах финансовых отношений между людьми;
—мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи;
—мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
духовно-нравственное воспитание:
—признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт, в том числе опыт
повседневных финансовых решений и поступков;
—проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к нуждающимся людям;
—применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться;
—неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям, в том числе обмана в финансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования интересов
других людей;
—осознание необходимости ограничивать свои желания;
—проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
—уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
—использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности;
—стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде, в
том числе информационной безопасности;
—бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов самовыражения;

трудовое воспитание:
—осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
—бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
—неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
ценности научного познания:
—первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления об
обмене, зарождении денег и финансовых отношений как одной из составляющих целостной научной картины мира);
—познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,
в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные
финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
—осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при
формировании финансово грамотного поведения;
—проявление уверенности при оплате простых покупок;
—мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку по приемлемой
для себя цене;
—готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
—мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег, которые ребенок получает от
взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям расходов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой
грамоты» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
1) Базовые логические действия:

—сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы и др.), устанавливать основания
для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее и др.), устанавливать аналогии между учебными и реальными
финансовыми действиями;
—объединять части финансового объекта (объекты) по определенному признаку (самый подходящий товар для
обмена, полезная покупка, необходимые расходы и др.);
—определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные финансовые
объекты при выборе товара, составлении семейного и личного бюджета и др.;
—находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого товара, составления личного бюджета, накоплений и др.;
—выявлять недостаток информации для решения учебно- практической финансовой задачи на основе
предложенного алгоритма;
—устанавливать причинно-следственные связи в финансовых ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
—использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения финансовых задач.
2) Базовые исследовательские действия:
—определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой ситуации на основе
предложенных педагогом вопросов;
—с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, финансовой ситуации;
—сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать наиболее подходящее решение (на
основе предложенных критериев);
—проводить по предложенному плану, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между финансовыми объектами (часть — целое, причина — следствие);
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения
(измерения, классификации, сравнения, исследования);
—прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
3) Работа с информацией:

—выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;
—согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике финансовую информацию,
представленную в явном виде;
—распознавать достоверную и недостоверную финансовую информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогом способа ее проверки;
—соблюдать с помощью взрослых (педагогов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске финансовой информации в сети Интернет;
—анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебнопрактической финансовой задачей;
—самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой информации, в том числе с
помощью средств ИКТ.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:
—воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии на
финансовые темы;
—признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым вопросам;
—корректно и
аргументированно
высказывать
свое мнение
по финансовой проблеме;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;
—готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.

1) Самоорганизация:
—планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действия по решению учебнопрактической финансовой задачи;
—проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи;
—выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
—осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
—выбирать и
при необходимости корректировать способы финансовых и учебных действий;
—находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок при
решении финансовых задач;
3) Самооценка
—объективно оценивать процесс и результаты своей деятельности по предложенным критериям, соотносить
свою оценку с оценкой педагога.
Совместная деятельность:
—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных
задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы при выполнении учебного проекта, миниисследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
—проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим правилам при выполнении
учебного проекта, мини- исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
—ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в
учебной игре по финансовой проблематике;
—оценивать свой вклад в общий результат;

—выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
—правильно использовать термины: обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги;
—объяснять, как честно осуществлять обмен, и какие проблемы могут возникнуть при обмене;
—вести элементарные финансовые расчёты;
—решать текстовые финансовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок,
таблица или другая модель; планировать ход решения финансовой задачи в два действия, оформлять его в виде
арифметического действия/действий, записывать ответ, проверять правильность вычислений;
—объяснять, что деньги появляются в семьях за счёт труда взрослых;
—объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
—называть основные признаки подлинности денег;
—приводить примеры валют;
—объяснять, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у
разных продавцов;
—объяснять, что деньги необходимо хранить в безопасном месте;
—объяснять, как грамотно и безопасно делать покупки;
—подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
—проявлять осведомленность о полезной информации в рекламе;
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; проводить одно-двухшаговые
логические рассуждения и делать выводы;
—формулировать простые выводы по вопросам финансовой грамотности на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
—оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к ситуациям обмена,
использования денег и осуществления покупок;

—с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами
школы;
—проявлять осведомленность о трудовой деятельности жителей родного края;
—безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; безопасно
осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости..
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
—различать расходы и доходы семьи;
—называть основные источники доходов семьи;
—называть основные направления (категории) расходов семьи;
—приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
—приводить примеры сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
—различать виды источников дохода: регулярные и нерегулярные;
—распределять расходы по основным направлениям (категориям);
—считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
—использовать различные источники информации о семейном и личном бюджете для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
—приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
—проявлять осведомленность о роли банков, назначения вкладов и кредитов;
—создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о семейном и личном бюджете, рисках
денежного долга, бережливого расходования денег; грамотного накопления денег для финансовых целей;
—соблюдать правила безопасного и нравственного поведения в области денежных отношений, потребления
ресурсов:
—безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах;

—использовать умения выполнять арифметические действия (в пределах 1000) при расчете доходов, расходов,
бюджета;
—использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: стоимости (копейки, рубли),
преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
—решать финансовые задачи в одно-два действия, анализировать решение (искать другой способ решения),
оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и»,
«каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые),
в том числе с использованием изученных связок;
—извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах, в предметах повседневной жизни
(ценник, этикетка, описание состава);
—структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы бюджета семьи по образцу;
—выполнять действия по алгоритму (грамотное накопление денег);
—соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
—объяснять, что такое семейный бюджет, зачем его нужно вести;
—составлять семейный бюджет в игровых ситуациях;
—проявлять осведомленность в способах ведения учета семейных и личных трат;
—проявлять осведомленность в том, для каких целей люди открывают вклад в банке, какие виды вкладов
бывают;
—проявлять осведомленность в том, для каких целей люди получают кредиты в банках, какие виды кредитов
бывают;
—объяснять, что такое личный бюджет, зачем его нужно вести;
—вести учет личных трат; определять приоритетные траты;
—оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости;

—находить возможности сокращения расходов;
—называть способы формирования сбережений;
—проявлять осведомленность в том, что такое «финансовая подушка безопасности» и для чего она
предназначена;
—проявлять осведомленность о благотворительности и возможности участвовать в ней детям и взрослым;
—проявлять осведомленность о безналичном расчёте и пластиковой банковской карте, алгоритме безналичного
платежа с помощью платёжного терминала;
—приводить примеры жизненных ситуаций, в которых людям необходима благотворительная помощь;
—использовать различные источники для поиска и безопасного извлечения достоверной финансовой
информации, ответов на вопросы;
—соблюдать правила нравственного поведения в финансовых отношениях с людьми;
—решать финансовые задачи, выполняя арифметические действия и их свойства, используя, при
необходимости,
вычислительные
устройства,
оценивать
полученный
результат
по
критериям:
достоверность/реальность, соответствие условию;
—извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач финансовую информацию,
представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах, в предметах повседневной жизни (например, счет,
меню, прайс-лист, объявление);
—заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
—проявлять осведомленность в том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются;
— распознавать распространенные мошеннические схемы, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в
том числе признаки мошеннических сайтов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
Тема, программное
содержание

Когда и почему появился
обмен?
Труд
как
условие
удовлетворения
потребностей
человека.
Разделение труда.
Обмен результатами труда.
Правила
справедливого
обмена
К чему приводит обман при
обмене? Этические правилаи
нормы обмена.

Трудности обмена
В чём трудности обмена?
Как
сравнить
ценность
предметов для обмена?

Кол-во Методы и формы организации обучения, виды
часов
деятельности обучающихся
Раздел 1. Обмен – 4 ч
1
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование в малых группах
ситуаций обмена (бартера) в условиях разделения
труда людей.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
1
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Открытие в игровых ситуациях правил и
признаков справедливого обмена. Решение
финансовых задач на обмен, в том числе
морально-этических дилемм.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
2
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Поиск и обсуждение примеров обмена из
повседневной жизни детей. Открытие трудности в
определении равноценности предметов для обмена.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Раздел 2. Деньги – 4 ч

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Для чего люди придумали
деньги?
Когда и почему появились
деньги? Товарные деньги.
Функции денег.

1

Какими были самые первые деньги?
История денег.
Металлические монеты.
Бумажные банкноты.

2

Какими деньгами люди
пользуются сейчас?
Современные российские
деньги. Что такое
национальная валюта?
Покупательная способность
денег. Безналичные деньги.
Банковская карта.
Электронные деньги.

1

Определение учебной цели и согласование Сайт https://моифинансы.рф/
критерия оценки ее достижения.
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Игровое моделирование в малых группах
ситуаций обмена при помощи товаровпосредников (товарных денег).
Сравнение
бартерного обмена и обмена при помощи
товарных денег.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование
Сайт https://моифинансы.рф/
критерия оценки ее достижения.
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Мини-исследование в командах: почему люди
заменили товарные деньги на металлические
монеты и бумажные банкноты? Построение ленты
времени, отражающей изменение денег. Решение
задач по финансовой арифметике; самоконтроль
и
контроль
правильности
выполнения
финансовых подсчётов.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование Сайт https://моифинансы.рф/
критерия оценки ее достижения.
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Мини-исследование в командах: Как изменяются
цены на товары повседневного спроса?
(Сравнение цен текущего года и цен на подобные
товары
20 лет назад). Решение задач по финансовой
арифметике; самоконтроль и контроль
правильности выполнения финансовых
подсчётов. Самооценка и оценка достижения
результатов
обучающимися.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки – 18 ч

Что можно купить за
деньги?
Что такое товар и услуга?
Покупка как процесс обмена
денег на товары и услуги.
Продажа как процесс обмена
товаров и услуг на деньги.

2

Какие бывают покупки?
Для чего нужен список
покупок? Какую
информациюсообщают
упаковка и цен-ник товара?

2

Как выбрать нужные товары и услуги?
Как определять цель
покупки? Как составить
списокпокупок?

4

Промежуточная
диагностическая работа

2

Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование процессов куплипродажи. Выявление сущностных признаков
процессов купли-продажи.
Мини-исследование в командах: Из чего
складывается цена товара?
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Анализ и оценка действий детей как покупателей
товаров
по
критериям:
обдуманные
/
необдуманные
покупки,
обязательные
/
необязательные
покупки.
Поиск
нужной
информации на упаковке и ценнике товара.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование ситуации выбора
необходимого и полезного (прежде всего для
здоровья) товара или услуги на основе
соотношения цены и качества (характеристик);
обоснование выбора товара или услуги,
обоснование покупки или отказа от неё; оценка
условных
покупок
по
критериям
её
необходимости и полезности.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Индивидуальная самостоятельная работа,
выявление и обсуждение достижений и
типичных затруднений обучающихся.
Планирование корректирующих действий (при
необходимости).

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Учимся читать рекламу!
Какая реклама нас окружает
в жизни? Какую
информацию нам сообщает
реклама?Чем полезна
реклама для покупателей?

4

Учимся покупать!
Как выбрать товар нужного
качества? Как выбрать товар
в пределах имеющейся суммы? Как выбрать товар в
интернет-магазине? Как
защитить личную
информацию в интернете?

4

Учебные проекты

4

Итоговая диагностическая
работа

2

Обобщение

2

Всего:

34

Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения. Оценка
рекламного текста (в СМИ, буклетах, листовках,
на рекламных щитах, в интернете) по критерию
наличия в ней информации о товаре или услуге,
полезной для покупателя; выявление средств
воздействия рекламы на покупателя.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Игровое моделирование в малых группах
ситуаций купли-продажи. Решение финансовых
задач по выбору товаров и услуг на основе
сравнения их цены и качества; подсчёт суммы,
необходимой для планируемой покупки; подсчёт
расходов на покупки; подсчёт сдачи; поиск и
анализ
информации
о
качестве
товара
(информация на упаковке и ценниках о составе,
производителе товара). Составление алгоритма
действий грамотного покупателя.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Работа в малых группах: выбор темы, определение
цели, планирование этапов выполнения проекта,
реализация плана, определение критериев
оценки проекта, презентация и оценка проекта.
Индивидуальная самостоятельная работа,
выявление и обсуждение достижения результатов
обучающихся.

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

3 класс (34 часа)
Тема, программное
содержание

Кол-во Методы и формы организации обучения, виды
часов
деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 4. Доходы – 8 ч
Что такое доходы?
Доходы как денежные
поступления в семью.
Труд какосновной
источник доходовсемьи.

2

Откуда в семью приходят
доходы?
Источники дохода
российской семьи.

2

Какими бывают доходы?
Регулярные и
нерегулярныедоходы
семьи. Способы
увеличения доходов.
Могут лиденьги быть
мерилом успеха
человека?

4

Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Решение финансовых задач на подсчёт общей
суммы доходов условной семьи, карманных денег,
доли личных расходов (карманных денег) в общем
доходе семьи. Самооценка и оценка достижения
результатов обучающимися.
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Мини-исследование в командах: подготовка и
проведение опроса среди взрослых и детей об
источниках доходов. Поиск детьми примеров
финансовых задач на планирование, учёт и
подсчёт доходов в повседневной жизни.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.
Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения.
Решение задач на распознавание доходов и
расходов; поиск информации из нескольких
источников о доходах людей различных
профессий, коллективное обсуждение причин
различной величины доходов людей и источников
их увеличения.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Раздел 5. Расходы – 10 ч
Что такое расходы?
2
Расходы
семьи.
Категории
(направления
расходов):
обязательные, прочие;
ежемесячные,
сезонные,
ежегодные,
переменные. Расходы
планируемые и
непредвиденные.
Куда уходят деньги в се- 2
мье?
Почему люди не могут
обойтись без расходов?
Могут
ли
доходы
удовлетворить все желания и
потребности
человека?
Почему
по-настоящему
богат тот человек, которому
хватает того,
что он имеет?
Какими бывают расходы? 2
Без каких расходов человек
не может прожить? Какие
расходы в семье являются
обязательными,
регулярными,
повседневными? Какова
доля
расходов
различныхвидов в бюджете
среднейроссийской семьи?
Как сокращать

Определение учебной цели и согласование Сайт https://моифинансы.рф/
критерия оценки ее достижения.
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Решение финансовых задач на подсчёт общей
суммы расходов условной семьи, доли личных
расходов (карманных денег) ребёнка в общей
сумме расходов семьи.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.

Определение учебной цели и согласование
критерия оценки ее достижения. Миниисследованиев командах: подготовка и
проведение опроса среди взрослых и детей об
основных направлениях расходов условной
семьи. Поиск детьми примеров финансовых
задач на планирование, учёт и подсчёт
повседневных расходов условной семьи.
Самооценка и оценка достижения результатов
обучающимися.

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Определение учебной цели и согласование Сайт https://моифинансы.рф/
критерия оценки ее достижения. Решение задач на Сайт Финансовая культура (fincult.info)
распознавание необходимых расходов условной
семьи, запланированных и непредвиденных
расходов, регулярных и нерегулярных расходов;
различение обязательных и необязательных
расходов. Определение целей расходования денег,
в том числе личных (карманных денег). Способы
контроля
расходов.
Анализ
ситуаций
расходования денег. Распознавание обязательных
и прочих (в том числе необдуманных) расходов.

необязательные
расходы?

Объяснение
последствий
необдуманных
расходов. Самооценка и оценка достижения
результатов обучающимися.
Ловушки денежных долгов 2
Определение учебной цели и согласование Сайт https://моифинансы.рф/
Долг как взятые взаймы
критерия оценки ее достижения.
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
деньги, которые необходимо Оценка финансовых рисков денежного долга.
вернуть.
Обоснование необходимости или возможности
От чего зависит
взять деньги в долг, дать деньги в долг в
финансовое
условных жизненных ситуациях. Решение
благосостояние
финансовыхзадач на подсчёт суммы долга и
современного человека?
составление графика его возврата. Самооценка
Почему в финансовых
и оценка достижения результатов
отношениях важно
обучающимися.
соблюдать
установленные сроки,
правила,
договорённости?
Промежуточная
2
Индивидуальная самостоятельная работа,
Сайт https://моифинансы.рф/
диагностическая
обсуждение достижений и типичных
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
работа
затруднений обучающихся. Планирование
корректирующих действий (при необходимости).
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления – 4 ч
Как стать бережливым и 2
экономным человеком?
Бережливое
отношение к деньгам
как проявление
уважения к труду
людей. Экономное
расходованиесредств и
бережливое отношение
к деньгам как способы
сокращения расходов.

Определение учебной цели и согласование Сайт https://моифинансы.рф/
критерия оценки ее достижения.
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Поиск информации из нескольких источников,
обсуждение примеров бережливого расходования
денег детьми и бережливого потребления
ресурсов (воды, электроэнергии, тепла) в
жизненных условных ситуациях.
Решение
финансовых
задач
на
выбор
оптимальных тарифов оплаты за услуги
мобильной связи, интернета. Поиск детьми
примеров финансовых задач на экономию
ресурсов в повседневной жизни.
Самооценка и оценка достижения результатов

обучающимися.
Как
грамотно
копить 2
деньги?
Накопления как часть денежных доходов, которая
откладывается
для
удовлетворения
будущих
потребностей. Определение
финансовой цели накопления
денег. Условия и правила
накопления денег.
Учебные проекты
8

Итоговая диагностическая
работа

2

Обобщение

2

Всего:

34

Определение учебной цели и согласование Сайт https://моифинансы.рф/
критерия оценки ее достижения. Составление Сайт Финансовая культура (fincult.info)
алгоритма действий грамотного накопления
денег
«Моя копилка». Самооценка и оценка
достижения результатов обучающимися.

Работа в малых группах: выбор темы, определение Сайт https://моифинансы.рф/
цели, планирование этапов выполнения проекта, Сайт Финансовая культура (fincult.info)
реализация плана, определение критериев
оценки проекта, презентация и оценка проекта.
Индивидуальная самостоятельная работа,
Сайт https://моифинансы.рф/
выявление и обсуждение достижения
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
результатов обучающихся
Учитель распределяет часы самостоятельно.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Тема, раздел

Кол-во
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Контрольные
работы

Раздел 1. Обмен – 4 ч
1

Когда и почему появился обмен?

1

2

Правила справедливогообмена

1

3-4

Трудности обмена

2

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

5

Раздел 2. Деньги – 4 ч
Для чего люди придумали деньги?

1

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

6-7

Какими были самые первые деньги?

2

8

Какими деньгами люди пользуются сейчас?

1

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Раздел 3. Как грамотно делать покупки – 18 ч
9-10

Что можно купить за деньги?

11-12 Какие бывают покупки?

2
2

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

1316

Как выбрать нужные товары и услуги?

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

4
2

17-18 Промежуточная диагностическая работа

2

19-22 Учимся читать рекламу!

4

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

4

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

27-30 Учебные проекты

4

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

31-32 Итоговая диагностическая работа[ИЛ1]

2

33-34 Обобщение

2

23-26 Учимся покупать!

Всего:

34

2

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

4

3 КЛАСС
№п/п

Тема, раздел

Кол-во
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 4. Доходы – 8 ч
1-2

Что такое доходы?

2

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

3-4

Откуда в семью приходятдоходы?

2

5-8

Какими бывают доходы?

4

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

Раздел 5. Расходы – 10 ч
9-10

Что такое расходы?

2

19-20

Как стать бережливым и экономным человеком?

2

21-22

Как грамотно копить деньги?

2

11-12
13-14
15-16
17-18

23-30
31-32
33-34

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
2
Куда уходят деньги в семье?
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
2
Какими бывают расходы?
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Ловушки денежных долгов
2
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Промежуточная диагностическая работа
2
2
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления – 4 ч

Учебные проекты
Итоговая диагностическая работа

8
2

Обобщение

2

Всего:

34

2

4

Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)
Сайт https://моифинансы.рф/
Сайт Финансовая культура (fincult.info)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Калашникова Н.Г., Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н.: Секреты финансовой грамоты. 2 класс, издательство: Просвещение,
2022 г.
Калашникова Н.Г., Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н.: Секреты финансовой грамоты. 3 класс, издательство: Просвещение,
2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. — М.: Манн, Иванов и Фербер,
2014. — 80 с.
2. Ковалёва Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный
контекст // Отечественная и зарубеж- ная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 2 (37). — С. 31–43.
3. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели,
содержание и первые результаты меж- дународного исследования // Преподавание истории и обществознания в
школе. — 2014. — № 4. — С. 36–45.
4. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой,
И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c.
5. Секреты финансовой грамоты. Рабочая программа с методическими рекомендациями. 1-4 классы.
Автор(ы): Калашникова Н.Г.. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н.
6. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу

«Введение в финансовую грамотность» / [Е.Л. Рутковская, А.В.Половникова, Е.С. Королькова, А.А. Козлова и др.];
под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020
7. Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы / [Е.Л.
Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва:
Издательство «Интеллект-Центр», 2020.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт https://моифинансы.рф/— Минфин России, НИФИ МинфинаРоссии.
Сайт Финансовая культура (fincult.info) — информационно-просветительский ресурс,созданный Центральным банком
Российской Федерации.
Образовательные проекты «Смешарики»
https://edu.pacc.ru/Videomate
https://bobrenok.oc3.ru/
Интерактивный развлекательно - просветительский мульт -сериал «Богатый бобрёнок»
https://bobrenok.oc3.ru/
Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка»
https://fz.oc3com.com/
Анимированные презентации
https://edu.pacc.ru/Videosandpresen


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».