Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МКОУ Усть-Ницинская СОШ

Рассмотрено
на педагогическом совете
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
Протокол № 1 от 28.08.2020 г.

Утверждено
приказом директора
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
№ 60/1-д от 28.08.2020 г.

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано на основе нормативных документов:
1.1.1.Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30, ст. 3051;
2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст.
3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445).
1.1.2.Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник
международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).
1.1.3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1.1.4.Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1645).
1.1.5.Примерная Основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
1.2.Настоящее положение разработано в целях реализации основной образовательной
программы среднего общего образования МКОУ «Усть-Ницинская СОШ».
1.3.Настоящее положение определяет цели, задачи проектной деятельности, порядок её
организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ обучающихся
10-11 классов.
1.4. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является
неотъемлемой частью образовательного учебного процесса.
1.5.В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит
системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по
ФГОС второго поколения.
2.Цели, задачи и особенности технологий проектно-исследовательской деятельности.
2.1.Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
2.2. Учебное исследование или учебный проект строится на партнерских
взаимоотношениях участников процесса (учителя и ученика, ученика и ученика),
включающих:
 совместный поиск новых комплексных знаний;
 овладение умениями использовать полученные знания при создании собственного
интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
 формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного
общества;
 успешной самореализации человека в информационном обществе;

 воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение
выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
2.3.Задачей учебного исследования и учебного проектирования является формирование у
обучающихся основ учебно-проектной деятельности, что выражается в умениях:
 определять цели и задачи учебного исследования и учебного проекта;
 анализировать ресурсы для проведения учебной проектно-исследовательской
работы;
 отбирать средства для реализации задач, применять методы научного познания на
практике;
 взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
 оценивать достигнутые результаты, соотносить их с поставленными целями и
делать выводы.
2.4.Учебно-проектная деятельность должна создать условия:
 для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых
знаний, сбора необходимой информации, умения формулировать цели,
декомпозировать их в задачи, выдвигать гипотезы, анализировать ресурсы,
выбирать пути реализации задач и способы проверки гипотез, делать выводы и
строить умозаключения, анализировать полученный результат в соответствии с
поставленной целью;
 для формирования позитивного отношения к работе (поощрение инициативы,
энтузиазма, старания выполнить работу в срок в соответствии с установленным
планом и графиком работы);
 для подготовки к профессиональному самоопределению (ориентация в мире
профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и
возможностях), к условиям обучения в профессиональном учебном заведении
(сформированность знаний и умений, имеющих опорное значение для
профессионального образования определенного профиля).
2.5.Индивидуальный проект (исследование) выполняется обучающимся в течение одного
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного
проекта:
информационного,
исследовательского,
творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и др.
2.6. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Индивидуальный проект» в
классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне
образования (аттестат о среднем общем образовании) отметка выставляется в строку на
странице «Дополнительные сведения», указывается тема проекта.
3. Основные понятия проектной (исследовательской) деятельности обучающихся
3.1. Понятие «проект» включает в себя:
 замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического и
практического продукта;
 программа и план действий, направленных на создание нового продукта;
 творческая деятельность по реализации замысла, результатом которой является
произведенный продукт.
Учебное исследование - один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт
проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
3.2.Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся:

Проектная деятельность
Проект
направлен
на
получение
конкретного запланированного результата продукта, обладающего определенными
свойствами
и
необходимого
для
конкретного использования.

Учебно-исследовательская деятельность
В ходе исследования организуется поиск в
какой-то
области,
формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат - тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет
представление
о
будущем
проекте,
планирование процесса создания продукта
и реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно
соотнесен со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле

Логика
построения
исследовательской
деятельности
включает
формулировку
проблемы
исследования,
выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную
проверку
выдвинутых
предположений

3.3.Типы ученических проектов:
 Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют
структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным
исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность
учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы
(задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных
этапов, характерных для научного исследования. Продуктом такого проекта
является новое знание, представленное в виде итогового эссе, по структуре
совпадающего с научной статьей.
 Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о какомлибо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, еѐ
анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Продуктом
такого проекта может быть информационный справочник, web-сайт,
информационный бюллетень и т.п.
 Творческие проекты - этот проекты, как правило, не имеют детально
проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь
принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно
договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете,
сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, литературные вечера,
спектакли, экскурсии пр.)
 Ролевые, игровые проекты. Участники таких проектов принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут
быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные
или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.
Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно
вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
 Социальные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала
результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на
позитивные изменения в социуме.
4. Организация проектной деятельности
4.1. Для организации проектной деятельности каждый учитель-предметник определяет
тематику проектов по своему предмету.
4.2.Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя-предметника по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности

(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
4.3.Обучающиеся сами выбирают тему проекта и руководителя. Темы проектов
утверждаются приказом директора не позднее 20 октября.
4.4.Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
4.5.Руководителем проекта является учитель-предметник, координирующий проект.
4.6.Проектная деятельность организуется в урочное время, согласно учебному плану на
текущий год.
4.7. Продолжительность занятия проектной деятельности составляет не более 40 минут, с
периодичностью 1 (2) час(а) в неделю.
4.8. Проектная (исследовательская) работа выполняется в соответствии с программой,
утверждѐнной директором ОУ.
4.9. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные.
5. Требования к оформлению проектной (исследовательской) работы (более полная
версия требований к оформлению проектной работы в приложении № 2)
5.1. Готовая к защите работа, должна быть в печатном и электронном виде (диск, флешноситель и т. д.).
5.2.Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с
существующими требованиями:
 формат листа - А4;
 межстрочный интервал – 1,5;
 размер шрифта – 14, 12 (Times New Roman);
 отступ справа–1,5 см;
 отступ слева – 3 см;
 отступ сверху, снизу–2,0 см;
 ориентация страницы – книжная;
 нумерация страниц внизу справа.
5.3. Титульный лист должен содержать:
 название образовательного учреждения;
 тему работы;
 название предмета (предметная область);
 Ф.И.О. автора;
 Ф.И.О. руководителя, его должность;
 год написания работы.
5.4. Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав работы с указанием страниц.
5.5.Непосредственно сама работа должна содержать:
 актуальность исследования;
 постановку проблемы;
 цели;
 задачи;
 гипотезу;
 выбранные методы проектно-исследовательской деятельности;

 поверку гипотезы (описание проектной деятельности или исследования);
 выводы;
 список литературы (например, Нехаев, Г. А. Металлические конструкции в
примерах и задачах: учеб. пособие / Г. А. Нехаев, И. А. Захарова.— М.: Изд-во
Ассоциации строительных вузов, 2010.— 144 с).
5.6.Обязательно должны быть указаны ссылки на использованные и рекомендуемые
источники информации, а также все представленные в проекте печатные, рисованные,
графические, фото, видео, музыкальные и электронные материалы.
5.7. Также после оглавления помещается паспорт проекта (приложение 3)
6. Требования к защите проекта (учебного исследования)
6.1. Публичная защита проекта проводится самим автором работы.
6.2.Представление – защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или его короткой демонстрационной версией.
6.3.Перед защитой еѐ участники обязаны провести экспертное тестирование
демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на
компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и
условия демонстрации.
6.4.По окончанию защиты проекта (исследования) автор работы должен ответить на
вопросы комиссии.
6.5.Содержание и композиция защиты проекта (исследования), в своѐм выступлении
автором должны быть освещены следующие вопросы:
 обоснование выбранной темы – её актуальность и степень исследованности;
 определение цели и задач представленного проекта (исследования), а также степень
их выполнения;
 краткое содержание выполненного исследования, с обязательными акцентами на
ключевых положениях и выводах;
 обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении
поставленных проблем;
 рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
6.6. На публичную защиту автору отводится не более 15 минут.
6.7. Допускается предзащита темы проекта.
7. Критерии оценивания итогового проекта (исследования) и их характеристики
7.1.Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект
определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных руководителем проекта
и членами экспертной комиссии. При этом итоговая отметка выставляется в пользу
ученика на основании правил математического округления.
7.2. Лучшие работы по согласованию с авторами могут быть размещены на сайте ОУ.
7.3. Для непосредственной оценки проекта используется оценочный лист (приложение
1.2), руководителем проекта пишется рецензия (приложение 1.3).
7.4. Критерии оценивания отражены в приложении 1.1.
7.5. Каждый критерий оценивается комиссией по шкале, указанной в таблицах
(приложение 1.1, 1.2).
7.6. После выставления итоговой оценки за публичную защиту проекта (исследования),
комиссия производит ранжирование набранных баллов в соответствии с данными
таблицы:

Количество набранных
баллов
до 23 баллов
23-34
35-42
43-50

Уровень проекта
Низкий уровень
Средний уровень
Выше среднего уровня
Высокий уровень

Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»

7.7. По итогам защиты проектов (исследований) членами комиссии составляется итоговый
протокол работы экспертной комиссии (приложение 1.4).
7.8. На основании итогового протокола издаётся приказ директора ОУ с утверждением
оценок учащихся по защите итогового индивидуального проекта (исследования).
8. Создание и полномочия экспертной комиссии
8.1. Экспертная комиссия и период её работы утверждается приказом директора ОУ не
позднее 1 месяца до предполагаемой даты защиты учебного проекта (исследования)
обучающимися.
8.2. Комиссия создаѐтся из наиболее квалифицированных работников в количестве не
менее трех человек из числа педагогических работников.
8.3. В состав экспертной комиссии (по должности) входят заместитель директора по УВР,
руководители предметных школьных методических объединений, учителя с первой или
высшей квалификационной категорией.
8.4.Члены экспертной комиссии оценивают проекты (исследования) в соответствии с п.7.3
и 7.5. настоящего Положения.
8.5. Экспертную комиссию возглавляет председатель.
8.6. Председатель экспертной комиссии:
 обеспечивает соблюдение настоящего Положения;
 координирует работу членов экспертной комиссии;
 разрешает вопросы и урегулирует споры, возникающие в ходе защиты учебных
проектов (исследований);
 имеет право проводить с членами экспертной комиссии обсуждение результатов
конкурсных мероприятий;
 имеет право делегировать часть своих обязанностей отдельным членам экспертной
комиссии.
8.7. Секретарь экспертной комиссии выбирается открытым голосованием из общего числа
членов экспертной комиссии.
8.8. Члены Экспертной комиссии обязаны:
а) участвовать в заседаниях комиссии;
б) выполнять в установленные сроки поручения комиссии.
8.9. В состав экспертной комиссии могут быть включены, представили общественности,
политические и общественные деятели, представили организаций, педагоги высших и
средних учебных заведений и др.
8.10. Решения экспертной комиссии вступают в силу после утверждения руководителем
организации.

Приложение 1.1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
№
п/
п
1
2
3

4
5

6

Критерий

Содержание критерия

Основные критерии
Актуальность темы
Представленная работа привлекает
исследования
интерес своей актуальностью
Исследовательский
В работе имеется результат, который был
характер работы
неочевиден до ее выполнения
Самостоятельность работы Представленные в работе материалы
над проектом
позволяют сделать вывод об активном
участии автора в проведении
исследования и подготовке проектной
работы
Структурированность
В работе имеются разделы в
печатного варианта проекта соответствии с требованиями
Качество теоретической
Наличие обзора источников информации
части исследования
по теме исследования (допускаются
Интернет-источники), наличие ссылок на
источники, культура цитирования
0 – теоретическая часть отсутствует
1- присутствуют отдельные выдержки
информации без указания источника
2 – присутствуют элементы
самостоятельного осмысления темы,
ссылок нет
3- присутствуют элементы
самостоятельного осмысления темы,
ссылки есть
4- представлено самостоятельное
осмысление темы, ссылки есть, но
имеются неточности, ошибки
5 – представлено самостоятельное
осмысление темы, ссылки есть,
неточности и ошибки отсутствуют
Качество практической
Соблюдение и корректность методики
части исследования
исследования, описание хода и полнота
исследования
0 – практическая часть отсутствует;
1- присутствует на уровне отдельных
элементов;
2 – присутствует, но слабо связана с
теоретической, незначительна по объёму;
3- связана с теоретической
рассматриваемой проблемой, методы
исследования (инструментарий)
некорректны;
4- связана с теоретической и направлена

Макси
мальное
кол-во
баллов

2
2
2

2
5

5

7

Культура оформления
печатного варианта проекта

8

Глубина тематики проекта

9

Результативность работы

10

Новизна (оригинальность)
тематики и полученных
результатов
Иллюстративность

11

12

13

14

15

16

17

18
19

на решение исследуемой проблемы,
имеются незначительные недочёты;
5 – связана с теоретической и направлена
на решение исследуемой проблемы,
недочёты отсутствуют
Печатный вариант проекта оформлен в
соответствии с требованиями,
иллюстративный материал (рисунки,
таблицы, графики, диаграммы) подписан.
В работе использована информация,
выходящая за рамки школьной
программы
Адекватность выводов целям, задачам и
гипотезе исследования
Тема проекта и полученные результаты
отличаются оригинальностью, новизной

Наличие иллюстративного материала
(фотографий, графиков, диаграмм,
таблиц и т.п.)
Открытость
2 – был представлен на различных
конкурсах и получил высокую оценку;
1 – был представлен на конкурсах в
качестве участника;
0 – не был представлен на конкурсах.
Максимальное количество баллов по основным критериям
Дополнительные критерии
Интегративность
Связь различных источников
информации и областей знаний и ее
систематизация в единой концепции
проектной работы
Креативность
Новые оригинальные идеи и пути
решения, с помощью которых автор внёс
нечто новое в контекст современной
действительности
Апробация
Распространение результатов и
продуктов проектной деятельности на
уровне группы людей или социума
Практическая, социальная
Значимость (востребованность,
значимость
применимость) результатов исследования
на уровне группы людей (класса, школы,
друзей, единомышленников) или на
уровне социума
Наличие собственного
Видеофильм, видеоролик, макет, модель,
продукта (помимо печатной изделие, интернет-продукт и др.
работы и презентации)
Максимальное количество баллов по дополнительным критериям
Максимальное количество баллов за исследовательский проект по
всем критериям
Критерии оценки выступления на представлении проекта
Структурированность защитного слова, рациональность видеоряда
Владение специальной терминологией в соответствии с темой

2

2

2
2

2

2

30
2

2

2

2

2

10
40

2
2

20
21
22

исследования
Качество демонстрационного материала (презентации)
Культура выступления. Чёткость выводов, обобщающих доклад.
Культура дискуссии (умение понять вопрос и аргументированно
ответить на него)
Максимальное количество баллов за выступление
Максимальное количество баллов за проект по всем критериям
Итоговая отметка

2
2
2
10
50

Ранжирование набранных баллов производится в соответствии с данными таблицы:
Количество набранных
баллов
до 23 баллов
23-34
35-42
43-50

Уровень проекта
Низкий уровень
Средний уровень
Выше среднего уровня
Высокий уровень

Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»

Приложение 1.2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Тема проекта _________________________________________________________________
Автор (Ф.И.О): _______________________________________________________________
Ученик(ца) «____» класса
Руководитель проекта (Ф.И.О) __________________________________________________
Должность руководителя проекта________________________________________________
№
п/
п

1

2

3

4

5

Критерий

Актуальность
темы
исследования
Исследова
тельский
характер
работы
Самостоятель
ность работы
над проектом

Структуриро
ванность
печатного
варианта
проекта
Качество
теоретической
части
исследования

Содержание критерия

Макси Фактическое количество Итого
мальное
баллов
вое
кол-во
руково членов предсе коли
баллов дителя эксперт дателя чество
проекта
ной экспертн бал
лов
комис
ой
сии
комис
сии

Основные критерии
Представленная работа
2
привлекает интерес
своей актуальностью
В работе имеется
2
результат, который был
неочевиден до ее
выполнения
Представленные в работе
2
материалы позволяют
сделать вывод об
активном участии автора
в проведении
исследования и
подготовке проектной
работы
В работе имеются
2
разделы в соответствии с
требованиями
Наличие обзора
источников информации
по теме исследования
(допускаются Интернетисточники), наличие
ссылок на источники,
культура цитирования
0 – теоретическая часть
отсутствует
1- присутствуют
отдельные выдержки
информации без
указания источника

5

6

Качество
практической
части
исследования

2 – присутствуют
элементы
самостоятельного
осмысления темы,
ссылок нет
3- присутствуют
элементы
самостоятельного
осмысления темы,
ссылки есть
4- представлено
самостоятельное
осмысление темы,
ссылки есть, но имеются
неточности, ошибки
5 – представлено
самостоятельное
осмысление темы,
ссылки есть, неточности
и ошибки отсутствуют
Соблюдение и
корректность методики
исследования, описание
хода и полнота
исследования
0 – практическая часть
отсутствует;
1- присутствует на
уровне отдельных
элементов;
2 – присутствует, но
слабо связана с
теоретической,
незначительна по
объёму;
3- связана с
теоретической
рассматриваемой
проблемой, методы
исследования
(инструментарий)
некорректны;
4- связана с
теоретической и
направлена на решение
исследуемой проблемы,
имеются незначительные
недочёты;
5 – связана с
теоретической и
направлена на решение
исследуемой проблемы,

5

7

8

9

10

11

12

13

14

15

недочёты отсутствуют
Печатный вариант
проекта оформлен в
соответствии с
требованиями,
иллюстративный
материал (рисунки,
таблицы, графики,
диаграммы) подписан.
Глубина
В работе использована
тематики
информация, выходящая
проекта
за рамки школьной
программы
Результатив
Адекватность выводов
ность работы целям, задачам и
гипотезе исследования
Новизна
Тема проекта и
(оригинально полученные результаты
сть) тематики отличаются
и полученных оригинальностью,
результатов
новизной
Иллюстратив Наличие
ность
иллюстративного
материала (фотографий,
графиков, диаграмм,
таблиц и т.п.)
Открытость
2 – был представлен на
различных конкурсах и
получил высокую
оценку;
1 – был представлен на
конкурсах в качестве
участника;
0 – не был представлен
на конкурсах.
Максимальное количество баллов по
основным критериям
Дополнительные критерии
Интегратив
Связь различных
ность
источников информации
и областей знаний и ее
систематизация в единой
концепции проектной
работы
Креативность Новые оригинальные
идеи и пути решения, с
помощью которых автор
внёс нечто новое в
контекст современной
действительности
Апробация
Распространение
результатов и продуктов
Культура
оформления
печатного
варианта
проекта

2

2

2

2

2

2

30

2

2

2

16

17

18
19
20
21
22

проектной деятельности
на уровне группы людей
или социума
Практическая, Значимость
социальная
(востребованность,
значимость
применимость)
результатов
исследования на уровне
группы людей (класса,
школы, друзей,
единомышленников) или
на уровне социума
Наличие
Видеофильм,
собственного видеоролик, макет,
продукта
модель, изделие,
(помимо
интернет-продукт и др.
печатной
работы и
презентации)
Максимальное количество баллов по
дополнительным критериям
Максимальное количество баллов за
исследовательский проект по всем
критериям
Критерии оценки выступления на
представлении проекта
Структурированность защитного слова,
рациональность видеоряда
Владение специальной терминологией в
соответствии с темой исследования
Качество демонстрационного материала
(презентации)
Культура
выступления.
Чёткость
выводов, обобщающих доклад.
Культура дискуссии (умение понять
вопрос и аргументированно ответить на
него)
Максимальное количество баллов за
выступление
Максимальное количество баллов за
проект по всем критериям
Итоговая отметка

2

2

10
40

2
2
2
2
2

10
50

Заключение:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
«___» ___________20____г.

Руководитель проекта: ________________/ ___________________________________________/
подпись

ФИО должность

Председатель экспертной комиссии: ______________, ______________________
подпись

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ______________________, _____________________
подпись

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ______________________, _____________________
подпись

ФИО должность

«___» ____________20___г.
Ознакомлен(а): ________________ /________________________________________________/
подпись

ФИО учащегося

Приложение 1.3.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА
Тема проекта _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Автор проекта (Ф.И.О): _________________________________________________________
Ученик(ца) «____» класса
ФИО и должность руководителя проекта __________________________________________
_____________________________________________________________________________
№
п/п

1
2
3
4
5
6

Критерий оценки

Выраженность критерия
(0 – не выражен; 1 – выражен
на уровне отдельных
элементов; 2 - выражен в
полной мере)

Инициативность
и
самостоятельность
в
подготовке проекта
Ответственность
Исполнительская дисциплина
Новизна подхода и/или полученных решений
Актуальность тематики (проектной деятельности)
Практическая
значимость
полученных
результатов
Особое мнение, рекомендации _____________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Дата ______________

________________ /________________________/
Подпись руководителя

ФИО

Приложение 1.4.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Усть-Ницинская средняя общеобразовательная школа»
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИТОГОВЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Учебный год______________
Классы__________________
Дата защиты проекта «___» _______________ 20___г.
№
п/п

ФИО
обучающегося

ФИО
руководителя
проекта

Тема проекта

Резуль Колтаты
во
проме
бал
жу
лов
точной
аттеста
ции

От
мет
ка

1

2

3

«___» ___________20____г.
Руководитель проекта: ________________/ ___________________________________________/
подпись

ФИО должность

Председатель экспертной комиссии: ______________, ______________________
подпись

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ______________________, _____________________
подпись

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ______________________, _____________________
подпись

ФИО должность

«___» ____________20___г.
Ознакомлен(а): ________________ /________________________________________________/
подпись

ФИО обучающегос

Приложение 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Готовая к защите работа, должна быть в печатном и электронном виде.
Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с существующими
требованиями:
 формат листа - А4;
 межстрочный интервал – 1,5;
 размер шрифта – 14, 12 (Times New Roman);
 отступ справа–1,5 см;
 отступ слева – 3,0 см;
 отступ сверху, снизу–2,0 см;
 ориентация страницы – книжная;
 нумерация страниц внизу справа.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура проектной
(исследовательской) работы, которая состоит из следующих элементов: 1) титульного
листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6)
библиографического списка литературы; 7) приложений (если они имеются). Также
после оглавления помещается паспорт проекта (приложение 3) .
Титульный лист (приложение 4) должен содержать:
 название образовательного учреждения,
 тему работы,
 название предмета (предметная область),
 Ф.И.О. автора,
 Ф.И.О. руководителя, его должность,
 год написания работы.
После титульного листа помещается оглавление, где приводятся все заголовки
проектной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Причем
последнее слово каждого заголовка соединяется отточием (………) с соответствующим
ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к проектной работе занимает примерно 5-10 % от всего текста. В нем
раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель и основные задачи
работы, формулируются объект и предмет исследования, его методы, указываются
теоретическая и практическая значимость решения исследуемой проблемы. Делается
краткий обзор литературы.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. перечислить её
разделы и обосновать последовательность их расположения.
Основная часть проектной работы воплощена в главах, разделах и подразделах.
Содержание первой главы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов
изучаемой проблемы. Если у автора нет собственных взглядов на решение исследуемой
проблемы, он может придерживаться наиболее приемлемой концепции, разработанной
одним из видных ученых, подкрепляя ее своими примерами.
Вторая глава носит преимущественно практический характер. Ценность работы
определяется богатством анализируемого материала; чем больше разбирается примеров,

тем убедительнее звучат выдвигаемые выводы. Если работа имеет экспериментальную
части исследования, в ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его
этапы, полученные результаты, формулируются практические выводы и рекомендации. В
конце каждой главы делаются выводы, отражающие в сжатом, концентрированном виде
ее основное содержание. Они должны быть четкими и точными.
Заключение – это не механическое суммирование выводов к главам проектного
сочинения. Надо всячески избегать буквального повторения формулировок, а необходимо
изыскать новые обороты речи. Основные выводы в тексте заключения лучше всего
изложить в виде пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть
предельно лаконичной и отчетливой (около 5 % всего текста.)
Введение и заключение считаются «визитной карточкой» работы и оказываются в
фокусе внимания как рецензентов, так и экспертов.
После заключения принято помещать библиографический список использованной
литературы. Он составляется в алфавитном порядке, по требованиям ГОСТа.
Рекомендуется включать в этот список источники, которые нашли отражение в рукописи
работы и на которые даются ссылки. Кроме них, в список могут быть включены и такие
труды, на которые в выполняемой работе нет ссылок, но эти работы имеют прямое или
косвенное отношение к исследуемой теме.
Библиографический аппарат свидетельствует о научной этике и культуре
исследователя. Проектные работы в некоторых случаях могут иметь приложение. Его
оформляют на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. В приложение
включается самый разнообразный материал. Это могут быть перечни материала, таблицы,
диаграммы, анкеты, статистически обработанные данные опросов, конспекты, сценарии,
серии упражнений и пр.
С 1 января 2009 года введен в действие новый ГОСТ Р. 7.0.5 – 2008
«Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата»
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт
«устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки:
основные виды, структуру, состав, расположение документов. Стандарт распространяется
на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных
документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов,
издателей.
Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту
расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые,
помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы
документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в
выноску)».
Список использованной литературы, помещенный в конце исследования, является
совокупностью затекстовых ссылок. Отсылка к затекстовой ссылке заключается в
квадратные скобки. Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в
перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания,
обозначение и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.
Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание
порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов)
или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: [10, с. 37] или
[Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с.
6–8].
Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом,
и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название
слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например,
[Интерпретационные характеристики … , 1999, с. 56].
Приведем примеры концевого списка:

I. Статьи в журналах:
1.Китайгородская, Г.И. Структура готовности учителя физики к системному
проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения [Текст] /
Г.И. Китайгородская // Школа будущего. – 2011. – № 6. – С. 8 – 12.
2. Любимова, О.В. К вопросу о статусе педагогической нормологии / О.В.Любимова, В.С.
Черепанов // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО, 2007. – №3(45). –
С.3-6.
II. Монографии
1. Китайгородская, Г.И. Теоретические основы подготовки учителя физики к системному
проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения [Текст]:
Монография / Г.И. Китайгородская. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. – 156 с.
2. Любимова, О.В. Основы образовательной стандартологии и нормологии: монография /
О.В.Любимова, О.Ф.Шихова. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. – 184 с.
III.Статьи в материалах научных конференций
1. Любимова, О.В. Диагностика порогового уровня обученности в системе «школа-вуз» //
Материалы XXIV научно-метод. конф. ИжГТУ. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. – С.5052.
2. Китайгородская, Г.И. Системное проектирование образовательного процесса по физике
в условиях профильного обучения [Текст] /Г.И. Китайгородская // Физика в системе
современного образования (ФССО – 11): материалы Х1 Международной конференции.
Волгоград, 19–23 сентября 2011 г. 2 т. – Волгоград: Изд–во ВГСПУ "Перемена", 2011 – С.
80 – 83
IV. Учебные, учебно–методические пособия, программы дисциплин
1. Китайгородская, Г.И. Проектирование образовательного процесса профильного
обучения физике и математике [Текст]: учебно–методическое пособие / Г.И.
Китайгородская. – Сыктывкар: ГАОУДПО(ПК) РК «КРИРО», 2010. – 53 с. (4 п.л.)
2. Китайгородская, Г.И. Игровые технологии в образовании (физико–математические
дисциплины) [Текст]: Сборник научно–методических рекомендаций / Г.И.
Китайгородская. – Сыктывкар: КРИРОиПК, 2008. – 40с. (2,2 п.л.)
V. Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации:
офиц. текст: [по сост. на 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.
– URL ttp://www.consultant.ru/popular/cons/
2. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации : [федер. закон 24.07.02 № 95-ФЗ : принят ГД ФС РФ 14.06.02 : одобрен
Советом Федерации 10.07.02, по сост. на 28.06.2014 N 186-ФЗ ] // Российская газета. –
24.07.04. – № 3534.
Ссылки на электронные ресурсы
При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые
особенности. В затекстовых ссылках электронные ресурсы включаются в общий массив
ссылок, и поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов
– [Электронный ресурс].
«В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики
технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей
последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату
обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу».
Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к
документу – та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и
этот документ был доступен.
Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно
специальное программное обеспечение, например AdobeAcrobatReader, PowerPoint и т.п.
Примеры списка электронных ресурсов:

1. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник
Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал.
– 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. – URL:
http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).
2. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. – 2006. – 10
декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.07.2006).
Ресурсы удаленного доступа (INTERNET)
1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова [Электронный ресурс] / Ред. В. Румянцев. – М., 2001. – Режим доступа :
http://hronos.km.ru/proekty/mgu
2. Непомнящий, А.Л. Рождение психоанализа : Теория соблазнения [Электрон. ресурс] /
А.Л. Непомнящий. – 2000. – Режим доступа : http://www.psvchoanatvsis.pl.ru
Авторефераты
1. Иванова, Н.Г. Императивы бюджетной политики современной России (региональный
аспект) [Электронный ресурс]: Автореф. дис...д-ра экон. наук: 08.00.10 - Финансы, денеж.
обращение и кредит / Н.Г. Иванова ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб.,
2003. – 35с. – Режим доступа: http://www.lib.finec.ru
Журналы
1.
Исследовано в России [Электронный ресурс]: науч. журн. / Моск. Физ.-техн.
ин-т. – М. : МФТИ, 2003. – Режим доступа: http://zhurnal.mipt.rssi.ru
Порядок построения списка литературы, как правило, определяется самим автором.
Наиболее распространенными способами расположения источников в библиографическом
списке документов являются: алфавитный, в порядке появления ссылок и упоминания в
тексте, хронологический, тематический, по видам изданий, по характеру содержания
описанных в нем источниках, списки смешанного построения. В табл.3дана краткая
характеристика этих способов.
Таблица 1. Способы построения списка литературы
№п/п Способ
списка

построения Краткая характеристика способа построения

1

Алфавитный

2

В порядке упоминания в
тексте

Предполагает соблюдение строгого алфавитного
порядка (по алфавиту фамилий авторов и заглавий
произведений, если автор не указан). Не допускается
смешивать в одном списке разные алфавиты.
Иностранные источники обычно размещают по
алфавиту после перечня всех материалов. При
использовании данного способа список источников
допускается не нумеровать. В этом случае связь
библиографических записей с основным текстом
устанавливается при помощи фамилии авторов и года
издания.
Сведения располагаются в порядке появления ссылок
на них в тексте работы и нумеруются цифрами с
точкой. Связь ссылок и списка устанавливается при
помощи номера источника или произведения в
списке, заключенного в квадратные скобки, т.е. после
упоминания или цитаты проставляют номер и, в
необходимых случаях, страницы, например: [15, т. 3,
с. 55].

3

По хронологии
публикаций

4

Тематический (по видам
издания)

5

По характеру
содержания описанных в
нем источников

Основная задача такого списка – отразить развитие
научной идеи или иной мысли. Принцип
расположения – по году издания.
Используется при необходимости отразить большое
число библиографических описаний. Такое
построение позволяет быстро получить сведения о
книге, на одну из тем. Список по видам изданий
целесообразно использовать для систематизации
тематически однородной литературы. В таких
списках могут быть выделены такие группы изданий:
официальные государственные, нормативноинструктивные, справочные и др.
Целесообразен в работах с небольшим объемом
использованной литературы.
Порядок расположения основных групп записей в
этом списке:1) общие или основополагающие работы,
размещаемые внутри по одному из принципов (от
простых к сложным, от классических к современным,
от современных к исторически важным, от
отечественных к зарубежным и т.п.); 2) более частные
источники, конкретного характера, располагаемые
внутри либо как составные части общей темы

Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки
к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении материалы вспомогательного характера, например, сравнительные
таблицы, схемы и др.

Приложение 3
ПАСПОРТ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (ФИО, класс).
4. Руководитель проекта (ФИО, должность).
5. Тип проекта.
По направлению проектной деятельности: исследовательский, социальный, в т.ч.
бизнес-проектирование,
инженерно-конструкторский,
информационно-поисковый,
творческий.
По способу преобладающей деятельности: практико-ориентированный, реферативный,
исследовательский.
По предметно-содержательной области:
культурологический (литературный,
музыкальный, лингвистический), естественнонаучный, экологический, спортивный,
географический, исторический.
По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный (в смежных
предметных областях; в разных предметных областях), внепредметный.
По количеству участников проекта: индивидуальный, парный, групповой.
По характеру контактов: внутришкольный (в рамках класса, в рамках школы);
внешкольный (в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе
страны).
По практической значимости: возможность практического применения; возможность
дальнейшего теоретического исследования; завершённость темы
По открытости проекта: был представлен на различных конкурсах и презентациях,
получил высокую оценку; был представлен на конкурсах и презентациях в качестве
участника; не был представлен на конкурсах и презентациях.
Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология,
обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология,
основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
6. Методы, использованные в работе над проектом.
7. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет,
другое (вписать).
8. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых
выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение
(кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий,
технический центр, другое (указать).
9. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта.

Приложение 4

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Усть-Ницинская средняя общеобразовательная школа»

Индивидуальный проект по теме
_________________________________________________________
(тема проекта)

Предмет, предметная область ______________________________________

Работа допущена к защите
«____»____________________20__г.

Автор проекта
Ф.И.О.,
ученик (ца) _____класса

Работа защищена
«____»____________________20__г.
Председатель ЭК
__________________________

Руководитель проекта
Ф.И.О.,
должность

Члены ЭК
__________________________
__________________________
__________________________

20__-20__ учебный год

Приложение 5
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ЗАЩИТЕ (ПРЕЗЕНТАЦИИ)
ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
1.Тайминг
Уложиться в отведенное время очень сложно. Перед представлением продукта проекта
потренируйтесь с таймером, попробуй выступать перед окружающими. Рассказать о
проекте за 3-5 минут сложнее, чем кажется.
2. Простые тезисы
Презентация должна состоять из простых тезисов, она должна быть четкой и яcной.
3.Не читай со слайдов
Нет ничего печальнее, чем чтение со слайда. Не читай со слайда, есть а аудитории те, кто
читает быстрее тебя!! Слайд и рассказ должны дополнять друг друга.
4.Расскажи историю
Нельзя просто перечислять сухие факты, это скучно. Расскажите историю. Как пришли к
идее, что-нибудь из жизни проекта. История-это личное переживание, это вовлекает.
5.Будь проще
Рассказывай так, как будто ты рассказываешь друзьям. Захватывающе, с интересом. По
ходу выступления меняй интонацию голоса и скорость рассказа. Рассказывай чѐтко и
уверено!
6.Люди не читают
Тест на слайдах никто не читает. Картинки смотрят, а тексты никто не читает. Слайды
презентации должны быть во много раз тезиснее, чем рассказ. Несколько очень коротких
утверждений, большим шрифтом.
7.Рассказывай людям в зале
Нужно очень четко объяснить все основы проекта.
8.Шути
Хорошие способы привлечь внимание-шутка, непосредственность, интерактивность.
9. Будь собой
От волнения сложно быть самим собой, но если получится - это подкупает. Когда в
рассказе не чувствуется формальность - это лучшее, что поможет расположить людей к
себе. Будьте собой. Всем будет интересно, если вам искренне интересно, и вы верите в то,
что делаете.
Проект (исследование) защищается самим автором работы в присутствии комиссии
в составе учителей ШМО при обязательном участии и научного руководителя.
Представление – защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или его короткой демонстрационной версией.
Перед защитой еѐ участники обязаны провести экспертное тестирование
демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на
компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и
условия демонстрации.
По окончанию защиты проекта (исследования) автор работы должен ответить на
вопросы комиссии.
Содержание и композиция защиты проекта (исследования), в своѐм выступлении
автором должны быть освещены следующие вопросы:
 обоснование выбранной темы – еѐ актуальность и степень исследованности;
 определение цели и задач представленного проекта (исследования), а также степень
их выполнения;
 краткое содержание выполненного исследования, с обязательными акцентами на
ключевых положениях и выводах;


 обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении
поставленных проблем;
 рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
На публичную защиту автору отводится не более 15 минут.
Успешно прошедшие защиту проектные работы сдаются администрации школы и
хранятся в архиве в течение пяти последующих лет.
Эталонным проектом считается работа, в которой:
 цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;
 развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых
промежуточных шагов по достижению цели;
 тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы;
 работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
 работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением
автора к идее проекта;
 работа отличается четким и грамотным оформлением в соответствии с
установленными правилами;
 на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям
проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор
владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес
аудитории;
 проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен,
удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Приложение 6
ПЛАН РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
ФИО учащегося____________________________________
Класс________
Тема проекта______________________________________________________
__________________________________________________________________
№п/п
Вид деятельности
Предельные
Отметка
сроки
руководителя о
выполнения
выполнении
1
Определение темы и руководителя
не позднее 1
проекта
четверти
2
Формулировка плана работы по
не позднее 1
проекту, актуальности, цели и задач
декабря
проекта; оформление введения
3
Анализ источников информации по
не позднее 12
проекту (Интернет-ресурсов,
января
литературы); составление списка
использованных источников
4
Подготовка и оформление
не позднее 15
теоретической части проекта
февраля
5
Подготовка и оформление практической
не позднее 30
части проекта, выводов и приложения
марта
6
Подготовка и оформление выступления
не позднее 15
и продукта(ов) проектной деятельности
апреля
7
Защита проекта
15 апреля – 15
мая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».