Приложение № 1.10 к АООП
утверждено приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 28.08.2020г. № 62-д
Сарычева Светлана Юрьевна
я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
с. Усть-Ницинское
2021-09-25 16:05:02
Рабочая программа учебного предмета (курса)
___ История Отечества ___
(наименование учебного предмета (курса))
_ 5-9класс_
( коррекционные классы)
Составители программы:
Чернов С.А учитель, высшая квалиф. категория
(ФИО)
(должность)
(квалификационная категория)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося
в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях,
формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
2
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности
важнейших исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее
«легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических
событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма
для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные
памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы
России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная
людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.Восточные славяне
― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян.
Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных
3
славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных
славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси.Формирование княжеской
власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе
Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения.
Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава
Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития.
Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура
Руси в XII-XIII веках.
Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке.
Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона
русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда.
Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь
Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита
и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в
духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская
битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV – XV
вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в
Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного
управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика
Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири.
Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном.
Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время.
Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против
интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение
Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские
первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С.
Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и
быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание
российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны.
Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов.
Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император.
Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа.
4
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране.
Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская
Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения,
наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти.
Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение
крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и
его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение
Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй
половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы,
искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в началеXIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика
России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва.
Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский,
Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне
1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их
участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в
Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение
военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война
1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники,
живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после
отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с
преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных
народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование
русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и
быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX
века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков,
П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Россия в начале XX века
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных
групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные
сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и
политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало
революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее
значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький,
В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и
поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика
П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917-1921 годах
5
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола.
Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов.
Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II
Всероссийский съезд Советов. ОбразованиеСовета Народных Комиссаров (СНК) во главе с
В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». Установление советской власти
в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ― Основного
Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной
борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы войны.
Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти
во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в
конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские
восстания, восстаниев Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и
отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е – 30-е годыXX века
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система
государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства ―
В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках
И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в
индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и
социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских
хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного
управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая
жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в
1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная революция»: задачи
и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие
советской
науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев,
К. Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская
эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е
– 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности
страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими войсками в 1938 г.
Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее
итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад,
подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита
городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение.
Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых
вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество
ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг
генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории.
Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и
6
героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в
годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны.
Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за Берлин.
Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение
Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г.
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой
войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский,
И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в
сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с
фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные
годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военнополитических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического
лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа
личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины.
Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка
новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование
атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др.
Освоение космоса и полет первого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его
отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция
СССР1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXII летние
Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального
климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ― начале 80-х годов
XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в
политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана. Избрание
первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение
межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном
суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и
последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской
государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.).
Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их
результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях Основные
направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между
центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика
России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней
политики. Русское зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй президент России ―
В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране,
сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства
общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы.
7
Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь
общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе.
Разработка новой внешнеполитической
стратегии в начале XXI века. Укрепление
международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин. Сегодняшний день
России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией.
Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
7 класс
№
п/п
1.
2.
Тема
Количество
часов
1
1
3.
История – наука о прошлом.
Почему следует изучать и знать
историю своего Отечества.
Исторические памятники.
4.
Наша Родина ― Россия.
5.
14.
История края – часть истории
России.
Историческая карта.
Моя родословная.
Счет лет в истории.
Счет лет в истории.
Восточные славяне ― предки
русских,
украинцев
и
белорусов.
Роды и племена восточных
славян и их старейшины.
Славянский поселок.
Основные занятия восточных
славян.
Ремесла восточных славян.
15.
Обычаи восточных славян.
1
16.
Верования восточных славян.
1
17.
Соседи восточных славян.
1
18.
19.
Славянские воины и богатыри.
Объединение восточных славян
под властью Рюрика.
Образование
государства
восточных славян ― Киевской
Руси.
Русские
князья
Игорь
и
Святослав. Княгиня Ольга.
1
1
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
20.
21.
Содержание
Что такое история.
Что изучает история Отечества.
1
Вещественные, устные и письменные
памятники истории.
Государственные символы России. Глава
нашей страны.
Урал.
1
1
1
1
1
Наша страна на карте.
Как изучается родословная людей.
«Лента времени».
«Лента времени».
Древнейшие поселения на территории
Восточно-Европейской равнины.
1
Родоплеменные отношения восточных
славян.
Славянская семья и славянский поселок.
Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян
Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян.
Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян.
Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян.
Взаимоотношения с соседними народами
и государствами.
Вооружение славян.
Русская земля, Русь.
1
1
1
1
1
Образование государства восточных
славян ― Древней Руси
1
Первые русские князья, их внутренняя и
внешняя политика.
8
Укрепление власти князя.
Оборона Руси от врагов.
Крещение Руси при князе
Владимире.
Былины – источник знаний о
Киевской Руси.
Княжеское и боярское подворье.
1
1
1
Жизнь и быт людей в Киевской
Руси.
Рост и укрепление
древнерусских городов.
Образование и грамотность на
Руси.
Летописи и летописцы.
Правление Ярослава Мудрого.
Правление Ярослава Мудрого.
Киевский
князь
Владимир
Мономах.
Киевский
князь
Владимир
Мономах.
Культура и искусство Киевской
Руси.
Культура и искусство Киевской
Руси.
Причины распада Киевской
Руси.
Образование самостоятельных
княжеств.
1
39.
Образование
княжеств.
самостоятельных
1
40.
41.
Киевское княжество в XII веке.
Владимиро-Суздальское
княжество.
Владимиро-Суздальское
княжество.
Господин Великий Новгород.
Торговля и ремесла
Новгородской земли.
Новгородское вече.
Русская культура в XII-XIII
веках.
Русская культура в XII-XIII
веках.
Борьба Руси с иноземными
завоевателями.
Монгольские кочевые племена.
Сражение на Калке.
Нашествие монголо – татар на
Русь.
Героическая оборона русских
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
1
1
Формирование княжеской власти.
Внешняя политика.
Крещение Руси при князе Владимире:
причины и значение.
Социально-экономический и
политический строй Древней Руси.
Социально-экономический и
политический строй Древней Руси.
Земельные отношения.
1
Древнерусские города, развитие ремесел
и торговли.
Первая русская библиотека.
1
1
1
1
Нестор – летописец.
Политика Ярослава Мудрого.
Политика Ярослава Мудрого.
Политика Владимира Мономаха.
1
Политика Владимира Мономаха.
1
Древнерусская культура.
1
Древнерусская культура.
1
1
1
Причины распада единого государства
Древняя Русь.
Образование земель ― самостоятельных
государств, особенности их социальнополитического и культурного развития.
Образование земель ― самостоятельных
государств, особенности их социальнополитического и культурного развития.
Киевское княжество. Киевские ремесла.
Как Юрий Долгорукий основал Москву.
1
Наследники Юрия Долгорукого.
1
1
Откуда произошло название Новгород.
Новгородские купцы.
1
1
Князья новгородские.
Белокаменное строительство на Руси.
1
Искусство.
1
Русь между Востоком и Западом.
1
Монголы - татары.
1
Нашествие монголов на Русь. Походы
войск Чингисхана и хана Батыя.
Значение противостояния Руси
1
1
1
9
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
городов.
Русь под монголо – татарским
игом.
Отношения
Новгорода
западными соседями.
Александр
Невский
новгородская дружина.
Невская битва.
Ледовое побоище.
с
1
монгольскому завоеванию.
Русь и Золотая Орда. Борьба населения
русских земель против ордынского
владычества.
Борьба с рыцарями-крестоносцами.
и
1
Князь Александр Ярославич.
1
1
1
Новгород – свободный город.
Спасение Руси от порабощения
шведскими и немецкими рыцарями.
Ярлык на великое Владимирское
княжение.
«Закатилось солнце земли русской!».
1
Основатель династии московских князей.
1
1
Расширение территории Московского
княжества.
Жизнь простых людей.
1
Князь Дмитрий Донской.
1
Сергий Радонежский.
1
1
Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной
Руси вокруг Москвы.
Образование единого Русского
государства и его значение. Система
государственного управления.
Культура и быт Руси в XIV – XV вв.
1
Александр Невский и Золотая
Орда.
Память народная об
Александре Невском.
Возвышение Москвы при князе
Данииле Александровиче.
Московский князь Иван Калита
и его политика.
Возрождение
сельского
и
городского хозяйства на Руси.
Московско - Владимирская Русь
при Дмитрии Донском.
Сергий Радонежский. Монахи
Троице - Сергиева монастыря.
Битва на Куликовом поле.
Князь Иван III. Освобождение
от иноземного господства.
Укрепление
Московского
государства.
1
Превращение
Москвы
в
духовный центр русской земли.
Итоговое повторение.
1
1
1
Повторение дат, новых понятий,
событий.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема
Иван III Великий – глава единого
государства Российского.
Расширение
государства
Российского при Василии III
Русская православная церковь в
Российском государстве.
Первый русский царь Иван IV
Грозный.
Опричнина: причины, сущность,
Количество
часов
1
Содержание
Централизованная система
государственного управления.
Объединение Руси.
1
Окончание спора Великого князя с
Русской православной церковью.
1
Укрепление царской власти в Российском
государстве.
Система государственного управления
1
10
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
последствия.
Внешняя политика Московского
государства в XVI веке.
Присоединение
Поволжья,
покорение Сибири.
Строительство
сибирских
городов.
Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского
государства.
Путешествие
Афанасия
Никитина в Индию.
Развитие просвещения,
книгопечатания, зодчества,
живописи.
Правление Бориса Годунова.
Смутное время.
1
при Иване Грозном.
Ливонская война.
1
Расширение торговли с Востоком.
1
По приказу Ивана Грозного
строительство острогов.
Быт, нравы, обычаи.
Московский Кремль при Иване Грозном.
Убранство царского дворца.
«Хождение за три моря».
1
1
1
1
1
Как писали иконы. Как печатали книги в
XVI веке.
Расширение торговых путей.
Самозванцы. Восстание под
предводительством И. Болотникова.
Ополчение К. Минина и Д. Пожарского.
Подвиг И. Сусанина.
Правление первых Романовых. Конец
Смутного времени.
Освободительная борьба против
интервентов.
Начало царствования династии
Романовых.
1
Крестьянское восстание под
предводительством
С. Разина.
Раскол в Русской православной
церкви.
Освоение Сибири и Дальнего
Востока.
Внешняя политика России в
XVII веке.
Культура и быт России в XVII
веке.
Начало царствования Петра I.
«Великое посольство» Петра I.
Создание российского флота и
борьба за выход к Балтийскому и
Черному морям.
Строительство Петербурга.
Создание регулярной армии.
Полтавская
битва:
разгром
шведов.
Победы
русского
флота.
Окончание Северной войны.
Петр I ― первый российский
император. Личность Петра I
Великого.
Реформы
государственного
управления, губернская реформа.
Экономические преобразования
в стране. Нововведения в
культуре. Развитие науки и
техники.
1
Крепостные крестьяне.
1
Власть и церковь. Церковный раскол.
1
1
Открытие новых земель. Русские
первопроходцы.
Отношение России с другими странами.
1
Жизнь людей, их культура и быт.
1
1
1
Семья. Потешные игры молодого царя.
Азовские походы.
Начало Северной войны.
1
1
Столица Российского государства.
Героизм и мужество русских воинов.
1
Мирный договор 1721 г.
1
«Табель о рангах». Дворянский быт.
1
Оппозиция реформам Петра I, дело
царевича Алексея.
Итоги и цена петровских преобразований.
1
1
11
31.
Дворцовые перевороты.
1
32.
Российская Академия наук и
деятельность М. В. Ломоносова.
Основание в Москве первого
Российского университета и
Академии художеств.
Правление Екатерины II ―
просвещенный абсолютизм.
Развитие промышленности,
торговли, рост городов.
«Золотой век дворянства».
Положение
крепостных
крестьян, усиление крепостничества.
Восстание под предводительством Е. Пугачева и его
значение.
Русско-турецкие войны второй
половины XVIII века, их итоги.
1
Знаменитый полководец
А. В. Суворов .
Русские изобретатели и умельцы,
развитие исторической науки,
литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в начале XIX века.
Приход к власти Александра I.
Отечественная война 1812 г.
Бородинская битва.
Герои войны.
1
Причины победы России в
Отечественной войне.
Народная память о войне 1812 г.
Народная война против армии
Наполеона.
Отступление
и
гибель
французской армии.
Правление Александра I.
Движение декабристов: создание
тайных обществ в России, их
участники.
Восстание
декабристов
на
Сенатской площади в СанктПетербурге.
Правление Николая I.
1
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I.
И. И. Шувалов покровитель
просвещения, наук и искусства.
1
Крупнейший центр российской культуры.
1
Укрепление
императорской власти.
1
Укрепление
императорской власти
1
1
Привилегированные сословия.
Уложенная комиссия.
1
Е. Пугачев – «император Петр III».
1
А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Присоединение Крыма и освоение
Новороссии.
Великие подвиги полководца,
генералиссимуса.
Культура и быт России во второй
половине XVIII века.
1
1
1
Дворцовый переворот.
Государственное управление. Внутренняя
и внешняя политика России.
1
1
1
1
Основные этапы и сражения войны.
«Непобедимая» армия Наполеона.
М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли,
П. И. Багратион, Н. Н. Раевский,
Д. В. Давыдов и др.
Начало гибели армии Наполеона.
1
1
Музей в Филях.
Партизанская война.
1
Великая победа. Мужество и героизм
русских людей, отвага и выносливость
солдат и офицеров, военный талант
полководца М.И.Кутузова.
Военные поселения. Ожидание реформ.
Государственный переворот.
Вступление на престол Николая I.
1
Суд над декабристами. Значение
движения декабристов.
1
Преобразование и укрепление
государственного аппарата. Введение
12
1
военных порядков во все сферы жизни
общества.
Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и
последствия войны.
Развитие науки, техники, живописи,
архитектуры, литературы, музыки.
Выдающиеся деятели культуры.
Гибель великого поэта. Стихотворение
М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта».
Преобразования.
Манифест об отмене крепостного права
1861 года.
Первые трудности крестьян.
1
Начало проведения новых реформ.
1
Городская, судебная, военная реформы,
открытие начальных народных училищ.
Противостояние реформам царя.
Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии.
Рабочее законодательство. Преследования
революционеров.
54.
Внешняя политика России.
1
55.
«Золотой век» русской культуры
первой половины XIX века.).
1
56.
Великий
русский
поэт
А.С.Пушкин.
Правление Александра II.
Отмена крепостного права, его
значение.
Жизнь крестьян после отмены
крепостного права.
Социально-экономическое
развитие России.
Реформы,
связанные
с
преобразованием жизни в стране.
Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III.
1
Положение и жизнь рабочих.
Появление
революционных
кружков.
Жизнь и быт русских купцов,
городского
и
сельского
населения.
Наука и культура во второй
половине XIX века.
1
Быт простых россиян в XIXвеке.
Итоговое повторение.
1
1
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
1
1
1
1
1
Купцы – меценаты.
1
Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М.
Достоевский, Л. Н. Толстой,
В. И. Суриков, П. И. Чайковский,
А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Как одевались, где жили простые люди.
Даты, события.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема
Количество часов
Содержание
Начало правления Николая II.
Положение основных групп
населения.
Русско-японская война 19041905 гг.: основные сражения.
1
1
Промышленное развитие страны.
Стачки и забастовки рабочих.
1
Первая русская революция 19051907 гг.
1
Причины поражения России в
войне. Воздействие войны на
общественную и политическую
жизнь страны.
Кровавое воскресенье 9 января
1905 г. ― начало революции,
основные ее события. «Манифест
17 октября 1905 года».
13
Поражение революции, ее
значение.
«Серебряный век» русской
культуры.
1
7.
Россия в Первой мировой войне.
1
8.
Победы и поражения русской
армии в ходе военных действий.
Экономическое положение в
стране.
Революционные события 1917
года.
1
А. Ф. Керенский. Создание
Петроградского Совета рабочих
депутатов.
Октябрь 1917 года в Петрограде.
1
13.
Принятие первых декретов «О
мире» и «О земле».
1
14.
Принятие первой Советской
Конституции
Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России.
1
Положение населения в годы
войны.
Экономическая политика
советской власти во время
Гражданской войны: «военный
коммунизм».
Массовые выступления против
политики власти.
Переход к новой экономической
политике.
Образование СССР.
1
Смерть первого главы
Советского государства ―
В. И. Ленина.
Культ личности Сталина.
1
5.
6.
9.
10.
11.
12.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Реформы П. А. Столыпина и их
итоги.
Выдающиеся деятели культуры:
А. М. Горький, В. А. Серов,
Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и
др. Появление первых
кинофильмов в России.
Героизм и самоотверженность
русских солдат.
Брусиловский прорыв. Подвиг
летчика П. Н. Нестерова.
Отношение к войне в обществе.
Февральская революция и
отречение царя от престола.
Временное правительство.
Двоевластие. Обстановка в стране
в период двоевластия.
II Всероссийский съезд Советов.
Образование Совета Народных
Комиссаров (СНК) во главе с
В. И. Лениным.
Установление советской власти в
стране и образование нового
государства ― Российской
Советской Федеративной
Социалистической Республики
(РСФСР).
Основной Закон РСФСР.
Судьба семьи Николая II.
Предпосылки, участники,
основные этапы вооруженной
борьбы.
Интервенция. Окончание и итоги
Гражданской войны.
Экономический и политический
кризис в конце 1920 – начале 1921
г.
Крестьянские восстания, восстание
в Кронштадте.
Положительные и отрицательные
результаты нэпа.
Первая Конституция (Основной
Закон) СССР 1924 года. Система
государственного управления
СССР.
Сoсредоточение всей полноты
партийной и государственной
власти в руках И. В. Сталина.
Массовые репрессии. ГУЛаг.
14
24.
Индустриализация страны,
первые пятилетние планы.
1
25.
Коллективизация сельского
хозяйства.
1
26.
Создание колхозов. Раскулачивание.
Новая Конституция СССР 1936
года.
1
28.
Политическая жизнь страны в
30-е годы.
1
29.
Культура и духовная жизнь в
стране.
1
30.
«Культурная революция»: задачи
и направления.
1
31.
Развитие советской науки,
выдающиеся научные открытия.
Идеологический контроль над
духовной жизнью общества.
Политика власти в отношении
религии и церкви.
СССР накануне Второй мировой
войны.
Первое военное столкновение
между японскими и советскими
войсками.
Советско-германский договор о
ненападении.
Советско-финляндская война
1939-1940 годов.
Начало Второй мировой войны,
1
39.
Нападение Германии на
Советский Союз.
1
40.
Первые неудачи Красной армии.
1
41.
Битва за Москву, ее
историческое значение.
Героизм тружеников тыла.
1
27.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
42.
1
1
Последствия репрессий.
Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб,
Комсомольск-на-Амуре и др.).
Роль рабочего класса в
индустриализации. Стахановское
движение. Ударничество.
Ее насильственное осуществление,
экономические и социальные
последствия.
Гибель крепких крестьянских
хозяйств. Голод на селе.
Ее значение. Изменения в системе
государственного управления
СССР. Образование новых
республик и включение их в состав
СССР.
Основные направления внешней
политики Советского государства в
1920-1930-е годы. Укрепление
позиций страны на международной
арене.
1920-е – 1930-е гг.
Ликвидация неграмотности,
создание системы народного
образования.
П. Павлов, К. А. Тимирязев,
К. Э. Циолковский и др.
Русская эмиграция.
1
Жизнь и быт советских людей в 20е – 30-е годы.
Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны.
1938 г.
1
Подписание договора.
1
Итоги.
1
Нападение Германии на Польшу и
наступление на Запад, подготовка
к нападению на СССР.
Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона
Брестской крепости.
героическая защита городов на
пути отступления советских войск.
Маршал Г. К. Жуков. Героипанфиловцы.
«Все для фронта! Все для
1
1
1
15
Блокада Ленинграда и мужество
ленинградцев.
Сталинградская битва.
1
45.
Зверства фашистов на
оккупированной территории, и в
концентрационных лагерях.
1
46.
47.
Партизанское движение.
Битва на Курской дуге.
1
1
48.
Создание антигитлеровской
коалиции.
1
49.
Вступление СССР в войну с
Японией.
1
50.
Возрождение Советской страны
после войны.
1
51.
Положение в сельском
хозяйстве.
1
52.
53.
Новая волна репрессий.
Внешняя политика СССР в
послевоенные годы.
1
1
43.
44.
1
победы!». Создание новых
вооружений советскими военными
конструкторами.
Города-герои.
Начало коренного перелома в ходе
Великой Отечественной войны.
Подвиг генерала Д. М. Карбышева.
Борьба советских людей на
оккупированной территории.
Герои-подпольщики и партизаны.
Мужество и героизм советских
солдат. Отступление немецких
войск по всем фронтам. Наука и
культура в годы войны.
Открытие второго фронта в Европе
в конце войны. Изгнание
захватчиков с советской земли,
освобождение народов Европы.
Битва за Берлин. Капитуляция
Германии. Решающий вклад СССР
в разгром гитлеровской Германии.
Завершение Великой
Отечественной войны. День
Победы ― 9 мая 1945 года.
Военные действия США против
Японии в 1945 г. Атомная
бомбардировка Хиросимы и
Нагасаки. Капитуляция Японии.
Окончание. Второй мировой
войны. Нюрнбергский процесс.
Героические и трагические уроки
войны. Причины победы советского народа. Советские
полководцы (Г. К. Жуков,
К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), герои
войны. Великая Отечественная
война 1941-1945 гг. в памяти
народа, произведениях искусства.
Трудности послевоенной жизни.
Восстановление разрушенных
городов. Возрождение и развитие
промышленности.
Жизнь и быт людей в послевоенное
время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта.
Голод 1946-1947 гг.
Укрепление статуса СССР как
великой мировой державы.
Формирование двух военнополитических блоков. Начало
16
54.
Смерть И. В. Сталина.
1
55.
Достижения в науке и технике в
50-60-е годы.
1
56.
Экономическая и социальная
политика Л.И. Брежнева.
1
57.
Советская культура, жизнь и быт
советских людей.
Смерть Л. И. Брежнева.
1
59.
Нарастание экономического
кризиса и обострение
межнациональных отношений в
стране.
1
60.
Первый президент России
Б. Н. Ельцин.
1
61.
Вступление России в новый этап
истории.
1
58.
1
«холодной войны». Политика
укрепления социалистического
лагеря.
Борьба за власть. Приход к власти
Н. С. Хрущева. Осуждение культа
личности, начало реабилитации
репрессированных. Реформы
Н. С. Хрущева. Освоение целины.
Жилищное строительство. Жизнь
советских людей в годы правления
Н. С. Хрущева. Выработка новых
подходов к внешней политике.
Исследование атомной энергии.
Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш,
А. Д. Сахаров и др. Освоение
космоса и полет первого человека.
Ю. А. Гагарин. Первая женщина
космонавт В. В. Терешкова.
Хрущевская «оттепель».
Противоречия
внутриполитического курса
Н. С. Хрущева, его отставка.
Экономический спад. Конституция
СССР1977 г. Внешняя политика
Советского Союза в 70-е годы.
Война в Афганистане. XXII летние
Олимпийские игры в Москве.
Ухудшение материального
положения населения и
морального климата в стране.
Советская культура, жизнь и быт
советских людей в 70-е ― начале
80-х годов XX века.
70-е ― начале 80-х годов XX века.
Приход к власти М. С. Горбачева.
Реформы Горбачева в
политической, социальной и
экономической сферах. Вывод
войск из Афганистана. Избрание
первого президента СССР ― М.С.
Горбачева.
Образование новых политических
партий и движений. Августовские
события 1991 г. Распад СССР.
Принятие Декларации о
государственном суверенитете
РСФСР.
Образование СНГ. Причины и
последствия кризиса советской
системы и распада СССР.
Формирование суверенной
российской государственности.
17
62.
Экономические реформы
1990-х гг., их результаты.
1
63.
Военно-политический кризис в
Чеченской Республике.
1
64.
Отставка Б. Н. Ельцина.
1
65.
Второй президент России ― В.В.
Путин.
1
66.
Развитие экономики и
социальной сферы.
1
67.
Президентские выборы 2008 г.
1
68.
Президентские выборы 2012 г.
1
Политический кризис осени 1993 г.
Принятие Конституции России
(1993 г.). Символы
государственной власти
Российской Федерации.
Жизнь и быт людей в новых
экономических и политических
условиях Основные направления
национальной политики: успехи и
просчеты. Нарастание
противоречий между центром и
регионами.
Внешняя политика России в 1990-е
гг. Отношения со странами СНГ и
Балтии. Восточное направление
внешней политики. Русское
зарубежье.
Президентские выборы в 2000
году.
Его деятельность: курс на
продолжение реформ,
стабилизацию положения в стране,
сохранение целостности России,
укрепление государственности,
обеспечение согласия и единства
общества. Новые государственные
символы России.
Политические лидеры и
общественные деятели
современной России. Культура и
духовная жизнь общества в начале
XXI века. Русская православная
церковь в новой России.
Президент России ―
Д. А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое
развитие страны, культурная жизнь
на современном этапе. Разработка
новой внешнеполитической
стратегии в начале XXI века.
Укрепление международного
престижа России.
Президент России ― В.В. Путин.
Сегодняшний день России.
Проведение зимних Олимпийских
игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение
Крыма с Россией. Празднование
70-летия Победы в Великой
Отечественной войне.
18
19