1.1.6. РП Биология , 6-9 кл. КК

Приложение № 1.6. к АООП
утверждено приказом
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
от 28.08.2020г. № 62-д

Рабочая программа учебного предмета (курса)
___ Биология ___
(наименование учебного предмета (курса))

_ 5-9 класс_
( коррекционные классы)

Составители программы:
Лукина Е.В учитель, первая квалиф. категория
(ФИО)

(должность)

(квалификационная категория)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Биология
Минимальный уровень:
- представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных
объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники
безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
- выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
- описание особенностей состояния своего организма;
- знание названий специализации врачей;
- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями,
животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
- представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
- осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и
системами органов у человека;
2

- установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и
функции);
- знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций
на основе выделения общих признаков;
- узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды,
рисунки, схемы);
- знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
- знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание
основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела,
кровяного давления);
- знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых
ситуаций;
- выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи
педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении,
ожогах);
- владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
ситуациях.
Содержание учебного предмета
7 класс
РАСТЕНИЯ
Введение
Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая
природа: растения, животные, человек.
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение
растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы
цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).
Подземные и наземные органы растения
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный
корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней
(корнеплод, корнеклубень).
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий,
прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы),
строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений
(доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса
органических веществ). Образование стебля. Побег.
Лист Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья.
Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование
питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений).
Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков.
Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания
семян. Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.
Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.
Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое
деление). Определение всхожести семян.
Растения леса
Некоторые биологические особенности леса.
3

Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия
произрастания. Использование древесины различных пород.
Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от
кустарников.
Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки
съедобных и ядовитых плодов.
Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих
растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и
заготовки.
Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2—3 вида других местных
травянистых растений. Практическое значение этих растений.
Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.
Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в
пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес
— наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).
Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а хвойных деревьев — по мутовкам. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения
леса». Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор литературных произведений
с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»),
Экскурсии в природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и
семян, с осенними явлениями в жизни растений.
Комнатные растения
Разнообразие комнатных растений.
Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной
местности).
Влаголюбивые (циперус, аспарагус).
Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода,
выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями.
Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.
Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка окоренённых черенков.
Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в
тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.
Цветочно-декоративные растения
Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения.
Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в
цветнике. Виды цветников, их дизайн.
Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения.
Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных
растений. Размещение в цветнике.
Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних
цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
Растения поля
Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд
хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.
Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.
4

Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание
полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда изо льна и
хлопка.
Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
Овощные растения
Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп —
по выбору учителя).
Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
Многолетние овощные растения: лук.
Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания.
Развитие растений от семени до семени.
Выращивание: посев, уход, уборка.
Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины).
Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных
растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на пришкольном участке, сбор урожая.
Растения сада
Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики — для южных
регионов).
Биологические особенности растений сада: созревание ПЛОДОВ. особенности размножения.
Вредители сада, способы борьбы с ними.
Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление
междурядий на делянках земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев.
Экскурсия в цветущий сад.

8 класс
ЖИВОТНЫЕ
Введение
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние
животные.
Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров,
способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Дождевой червь.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения.
Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые.
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания,
питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка).
Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение.
Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная
характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
5

Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел
(пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила
поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных
растений, показ видеофильмов.
Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ
передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное
использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды).
Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание,
дыхание, размножение (цикл развития).
Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида
и образа жизни. Значение в природе.
Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение
пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места
обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в
медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни,
циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности
размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания.
Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
6

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие
местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания,
размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание,
кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.
Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом
уголке.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих
(рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и
морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.
Дикие млекопитающие животные
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание,
размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого
животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред,
приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в
природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности.
Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки,
внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания,
питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения.
Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа,
пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп.
Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое
лото и др.).
Сельскохозяйственные животные
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов.
Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров.
Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы:
содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к
поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в
экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
7

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка).
Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые
лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни.
Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для
человека.
Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).
Домашние питомцы
Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход.
Кормление. Уборка их жилища.
9 класс
ЧЕЛОВЕК
Введение
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и
движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы
чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Опора и движение
Скелет человека
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение
скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник,
грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры
предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные,
неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.
Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы. Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение
шин, повязок.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений,
движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди
и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в
правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании
груза на вытянутой руке.
8

Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение
сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы
крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и
нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую
систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с
помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка
царапин йодом. Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резусфактора, кровяного давления.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух
(пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит,
бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы.
Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание,
кислородная подушка и т. п.).
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры,
углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека.
Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень,
кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение
пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран.
Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера,
гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную
систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи
(почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
9

Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
Простейшее чтение с помощью учителя результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
Размножение и развитие
Особенности мужского и женского организма.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных;
добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).
Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.
Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в
подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за
новорожденным.
Рост и развитие ребенка.
Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной
беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных
и вирусных заболеваний.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Покровы тела
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира,
терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах,
обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи.
Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями.
Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.
Нервная система
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна.
Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика
травматизма и заболеваний нервной системы.
Демонстрация модели головного мозга.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.
Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика.
Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений
слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная
чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
Демонстрация муляжей глаза и уха.

10

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
7 класс

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Кол
иче
ство
часо
в

РАСТЕНИЯ
Введение (2 час)
Введение. Живая природа: растения, животные, человек.
1.

2

Повторение
основных
сведений
из
курса
природоведения о неживой и живой природе. Живая
природа: растения, животные, человек.
Многообразие растений. Роль растений в жизни животных и человека. Значение Многообразие растений (размеры, форма, места
растений и их охрана.
произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в
жизни животных и человека. Значение растений и их
охрана.

1

1

Общие сведения о цветковых растениях (2 час)
3
4

5.
6
7

Общие сведения о цветковых растениях. Общее понятие об органах
цветкового растения.
Органы цветкового растения. Лабораторная работа №1 «Органы цветкового
растения». Инструктаж по ТБ.

Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие
об органах цветкового растения. Органы цветкового
растения (на примере растения, цветущего осенью:
сурепка, анютины глазки или др.).

Подземные и наземные органы растения ( час)
Подземные и наземные органы растения. Цветок. Строение цветка. Цветок. Строение цветка.
Лабораторная работа №2 «Строение цветка». Инструктаж по ТБ.
Понятие о соцветиях (общее ознакомление).
Понятие о соцветиях (общее ознакомление).
Опыление цветков. Образование плодов и семян.
Опыление цветков. Образование плодов и семян.

1
1

1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20-21

22
23
24
25

Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Повторение по теме «Цветение и плодоношение растений».
Семя. Строение семени (на примере гороха). Лабораторная работа №3
«Строение семени». Инструктаж по ТБ.
Строение семени (на примере пшеницы). Лабораторная работа №4 «Строение
семени». Инструктаж по ТБ.
Условия, необходимые для прорастания семян.
Практическая работа №1 «Определение всхожести семян». Инструктаж
по ТБ.
Корни и корневые системы Строение корня. Образование корней.
Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их
значение.
Практическая работа №2. Образование придаточных корней (черенкование
стебля, листовое деление). Инструктаж по ТБ.
Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень). Значение корня в жизни
растений.
Лист. Внешнее строение листа. Жилкование листа.

Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и
семян.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы).

1
1
1
1
1

Условия, необходимые для прорастания семян.
Определение всхожести семян.

1

Корень. Строение корня. Образование корней. Виды
корней (главный, боковой, придаточный корень).
Корневые волоски, их значение. Значение корня в
жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод,
корнеклубень).

1

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка,
черешок).
Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле.
Простые и сложные листья. Расположение листьев на
стебле. Жилкование листа.
Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в Значение листьев в жизни растения — образование
листьях на свету.
питательных веществ в листьях на свету, испарения
воды листьями (значение этого явления для растений).
Испарение воды листьями
Демонстрация опыта образование крахмала в листьях
растений на свету.
Дыхание растений. Обмен веществ у растений.
Дыхание растений. Обмен веществ у растений.
Листопад и его значение. Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни Листопад и его значение.
растений».
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий,
цепляющийся, вьющийся, стелющийся.

1

1

1
1
1
2

1
1
1
1

12

Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля.
26
Значение стебля в жизни растений.
27
28
29

Образование стебля. Побег.

Положение стебля в пространстве (плети, усы),
строение древесного стебля (кора, камбий, древесина,
сердцевина).
Значение стебля в жизни растений (доставка воды и
минеральных солей от корня к другим органам растения
и откладывание запаса органических веществ).
Образование стебля. Побег.

Взаимосвязи органов растения с окружающей средой обитания.

1
1

1
1

Растения леса (12 час)
30
31
32
33
34
35

36

37

Растения леса. Лес. Особенности внешнего строения деревьев.

Некоторые биологические особенности леса.
Особенности внешнего строения деревьев.
Внешний вид, условия произрастания. Сравнительная характеристика.
Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия
Практическая работа №3. «Подбор литературных произведений с описанием произрастания.
леса («Русский лес в поэзии и прозе»)».
Использование древесины различных пород.
Использование древесины различных пород.
Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы дереданного края.
вьев, характерные для данного края.
Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.

Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.

Практическая работа №4 «Определение возраста лиственных деревьев по
годичным кольцам, а хвойных деревьев — по мутовкам». Инструктаж по ТБ.
Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников.
Лесные кустарники. Особенности внешнего строения
кустарников. Отличие деревьев от кустарников.
Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование
человеком. Отличительные признаки съедобных и
ядовитых плодов.
Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения.
Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности
внешнего строения. Биология этих растений.
Сравнительная
характеристика.
Лекарственное

1
1
1
1
1
1

1

1

13

38
39
40.

значение изучаемых ягод. Правила их сбора и
заготовки.
Травы.
Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха,
Практическая работа №5 «Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и зверобой или 2—3 вида других местных травянистых
оформление альбома «Растения леса». Инструктаж по ТБ.
растений. Практическое значение этих растений.
Грибы леса. Строение шляпочного гриба. Правила сбора грибов.
Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка,
Практическая работа №6 «Лепка из пластилина моделей различных видов пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание
лесных грибов». Инструктаж по ТБ.
съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.
Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Обработка съедобных грибов перед употреблением в
пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование,
сушка).
Охрана леса. Что лес дает человеку? Экскурсия в природу.

41.

Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные
травы и растения. Растения Красной книги. Лес — наше
богатство (работа лесничества по охране и разведению
лесов).
Экскурсия
в природу для ознакомления с
разнообразием растений, с распространением плодов и
семян, с осенними явлениями в жизни растений.

1

1

Растения поля ( 5 час)

42
43

44

Растения поля. Хлебные (злаковые) растения.
Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.

Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес,
кукуруза или другие злаковые культуры. Труд
хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его
выращивающим.
Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник. Особенности Технические
культуры:
сахарная
свекла,
лен,
внешнего строения растений.
хлопчатник, картофель, подсолнечник.
Особенности внешнего строения этих растений. Их
биологические особенности.

1
1

1

14

45

46

Выращивание полевых растений. Использование в народном хозяйстве. Одежда Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход,
из льна и хлопка.
уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда
из льна и хлопка.
Сорные растения полей и огородов. Борьба с сорными растениями.
Сорные растения полей и огородов: осот, пырей,
лебеда.
Внешний вид. Борьба с сорными растениями.

1

1

Цветочно-декоративные растения ( 6 час)

Цветочно-декоративные растения. Однолетние растения.
47

48
49
50
51

52

Однолетние растения: настурция (астра, петуния,
календула).
Особенности
внешнего
строения.
Особенности выращивания. Выращивание через
рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в
цветнике.
Двулетние растения. Особенности внешнего строения.
Двулетние растения: мальва (анютины глазки,
маргаритки).
Особенности
внешнего
строения.
Особенности выращивания.
Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных Различие в способах выращивания однолетних и
растений. Размещение в цветнике.
двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
Многолетние растения. Особенности внешнего строения. Выращивание.
Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, Особенности внешнего строения. Выращивание.
Размещение в цветнике. Другие виды многолетних
нарциссы).
цветочно-декоративных
растений
(тюльпаны,
нарциссы).
Цветы в жизни человека. Виды цветников, их дизайн.
Цветы в жизни человека. Виды цветников, их дизайн.

1

1
1
1
1

1

Овощные растения ( 8 час)
53
54

Овощные растения. Однолетние овощные растения.
Однолетние овощные растения: огурец, помидор
Биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп — по
выбору учителя).
семени.

1
1

15

55
56

57

58

59
60

61
62
63

64

Двулетние овощные растения.
Биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до
семени.
Многолетние овощные растения. Особенности внешнего строения этих
растений.

Двулетние овощные растения: морковь, свекла,
капуста, петрушка. Развитие растений от семени до
семени.
Многолетние овощные растения: лук.
Особенности внешнего строения этих растений,
биологические особенности выращивания.
Выращивание: посев, уход, уборка.
Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины). Польза овощных растений. Овощи — источник
Практическая работа №7 «Определение основных групп семян овощных здоровья (витамины).
растений». Инструктаж по ТБ.
Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из
овощей
Практическая работа №8 «Выращивание рассады». Инструктаж по ТБ.
Выращивание: посев, уход, уборка.

1
1

1

1

1

Практическая работа №9 «Посадка, прополка, уход за овощными растениями
на пришкольном участке, сбор урожая». Инструктаж по ТБ.

Растения сада ( 4 час)
Растения сада. Биологические особенности растений сада. Шиповник, яблоня,
груша, вишня. Экскурсия в цветущий сад.
Биологические особенности растений сада. Крыжовник, смородина, земляника.
Практическая работа №10 «Рыхление междурядий на делянках земляники».
Инструктаж по ТБ.
Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод.
Заготовки на зиму.
Вредители сада, способы борьбы с ними.
Практическая работа №11 «Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов
плодовых деревьев. Вскапывание приствольных кругов». Инструктаж по ТБ.

Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник,
земляника (абрикосы, персики — для южных регионов).
Биологические особенности растений сада: созревание
ПЛОДОВ. особенности размножения.
Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза
свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Вредители сада, способы борьбы с ними.

1
1
1

1

Комнатные растения ( 4 час)
65

Комнатные растения. Особенности ухода, выращивания, размножения. Разнообразие комнатных растений.

1
16

Польза, приносимая комнатными растениями.

66

67
68

Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка,
монстера или другие, характерные для данной
местности).
Влаголюбивые (циперус, аспарагус).
Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
Особенности внешнего строения и биологические
особенности
растений.
Особенности
ухода,
выращивания, размножения.
Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из Размещение в помещении. Польза, приносимая
комнатных растений. Практическая работа №13 «Составление композиций из комнатными растениями.
комнатных растений. Зарисовка в тетрадях». Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №14 «Черенкование комнатных растений. Посадка
окоренённых черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за
комнатными растениями: полив, обрезка». Инструктаж по ТБ.
Обобщение по пройденному курсу

1

1
1

8 класс

№ п/п

Тема урока

Коли
честв
о
часов

ЖИВОТНЫЕ
Введение ( 2 час)

17

1

2

Введение. Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные Разнообразие животного мира. Позвоночные и
животные.
беспозвоночные животные. Дикие и домашние
животные.
Места обитания животных и приспособленность их к
условиям жизни (форма тела, покров, способ
передвижения,
дыхание,
окраска:
защитная,
предостерегающая).
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Значение животных и их охрана. Животные,
занесенные в Красную книгу.

1

1

Беспозвоночные животные (10 час)

3

4

5

6

7

Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных. Многообразие Общие
признаки
беспозвоночных
(отсутствие
беспозвоночных.
позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки,
пауки, насекомые.
Дождевой червь. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Дождевой червь.
Тест по теме «Черви».
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание,
особенности дыхания, способ передвижения. Роль
дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного
препарата.
Насекомые. Многообразие насекомых. Различие по внешнему виду, местам Насекомые.
обитания.
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.).
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Различие по внешнему виду, местам обитания,
питанию.
Демонстрация живых насекомых
Бабочки. Характеристика на примере бабочки-капустницы.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и
Практическая работа №1 «Зарисовка насекомых в тетрадях». Инструктаж
развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на
по ТБ.
примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница,
адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка,
Яблонная плодожорка, бабочка-капустница.
бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
Демонстрация
живых
насекомых,
коллекций

1

1

1

1

1
18

8

9

10

11

12

насекомых — вредителей сельскохозяйственных
растений
Тутовый шелкопряд.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни,
питание, способ передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе.
Размножение
и
развитие.
Сравнительная
характеристика (майский жук, колорадский жук, божья
коровка или другие — по выбору учителя).
Демонстрация живых насекомых, коллекций
насекомых — вредителей сельскохозяйственных
растений, показ видеофильмов.
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила Комнатная муха. Характерные особенности. Вред.
гигиены.
Меры борьбы. Правила гигиены.
Демонстрация показ видеофильмов.
Медоносная пчела. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной
семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство).
Использование продуктов пчеловодства (целебные
свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Охрана муравейников.
Демонстрация показ видеофильмов.
Тест по теме «Насекомые».

1

1

1

1

1

Позвоночные животные ( 56 час)
Позвоночные животные. Общие признаки, классификация.
13
Рыбы. Общие признаки рыб.
14
15
16

Речные рыбы (пресноводные). Размножение рыб.
Морские рыбы. Внешнее строение, образ жизни, питание.

Общие признаки позвоночных животных. Наличие
позвоночника и внутреннего скелета.
Классификация животных: рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности
питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в
данной местности.

1
1
1
19

Рыбоводство. Рыболовство. Рациональное использование.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей.
17

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб.
18
19

20

21

22

23
24

25

Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее
охрана и рациональное использование). Рыболовство.
Рациональное использование.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей
(в зависимости от местных условий).
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда
обитания (освещение, температура воды). Особенности
размножения (живородящие). Питание. Кормление
(виды корма), уход.

Повторение по теме «Рыбы». Тест по теме «Рыбы»
Земноводные. Общие признаки земноводных. Лягушка.
Практическая работа №2 « Зарисовка в тетрадях». Инструктаж по ТБ.

1
1

Земноводные. Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее
строение, способ передвижения. Питание, дыхание,
размножение (цикл развития).
Демонстрация живой лягушки или влажного
препарата.
Знакомство с многообразием земноводных. Особенности внешнего вида и Знакомство с многообразием земноводных (жаба,
образа жизни.
тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и
образа жизни. Значение в природе.
Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Практическая работа №3 «Черчение таблицы (сходство и различие)».
Тест по теме «Земноводные».
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся.

1

Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся.
Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение
пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни,
Практическая работа №4 «Зарисовка в тетрадях». Инструктаж по ТБ.
особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: Змеи.
Отличительные
особенности
животных.
гадюка, уж.
Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места
обитания,
питание,
размножение
и
развитие,
отличительные признаки). Использование змеиного яда
в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Демонстрация влажных препаратов змей. Показ кино-

1

1

1

1
1

1

20

26

27

28
29
30

31
32
33
34

35
36
37
38

и видеофильмов.
Черепахи, крокодилы.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда
обитания, питание, размножение и развитие.
Демонстрация живой черепахи или влажных
препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и
Практическая работа №5 «Черчение таблицы». Инструктаж по ТБ.
земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу
Тест по теме «Пресмыкающиеся».
развития).
Птицы. Дикие птицы. Общая характеристика птиц.
Птицы. Дикие птицы. Общая характеристика птиц:
наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности
размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни,
питание, приспособление к среде обитания. Птицы
Особенности образа жизни каждой группы птиц.
перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе.
Особенности образа жизни каждой группы птиц.
Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Демонстрация Показ видеофильмов.
Птицы леса.
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Демонстрация Прослушивание голосов птиц. Показ
видеофильмов.
Хищные птицы.
Хищные птицы: сова, орел.
Водоплавающие птицы.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Демонстрация Прослушивание голосов птиц. Показ
видеофильмов.
Птицы, обитающие близ жилища человека.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь,
Практическая работа №6 «Подкормка зимующих птиц». Инструктаж по ворона, воробей, трясогузка или другие местные
ТБ.
представители пернатых.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы.
Уход за ними.
Домашние птицы. Строение яйца (на примере куриного).
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка.
внешнего
строения,
питания,
Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение Особенности
размножения и развития. Строение яйца (на примере

1

1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
21

39

птицеводства.
Тест по теме «Птицы».
Млекопитающие животные. Разнообразие и общие признаки млекопитающих
животных.

Классификация млекопитающих животных.
40
Дикие млекопитающие животные. Грызуны. Общие признаки грызунов.
41

42
43

44

45

46

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр.

куриного). Уход за домашними птицами. Содержание,
кормление, разведение. Значение птицеводства.
Млекопитающие животные. Общие сведения.
Разнообразие млекопитающих животных. Общие
признаки млекопитающих (рождение живых детенышей
и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие
(грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские
звери, приматы) и сельскохозяйственные.
Дикие млекопитающие животные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид,
среда обитания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр.
Отличительные особенности каждого животного.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Значение грызунов в природе и хозяйственной
деятельности человека. Польза и вред, приносимые
грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки, значение в природе.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда
обитания, образ жизни, питание, значение в природе
(заяц-русак, заяц-беляк).
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих
животных.
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные Хищные звери. Общие признаки хищных зверей.
особенности. Псовые.
Внешний
вид,
отличительные
особенности.
Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча
пиши. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих
животных.
Кошачьи. Медвежьи.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Практическая работа №7 «Зарисовка в тетрадях». Инструктаж по ТБ.
Кошачьи:
снежный
барс,
рысь,
лев,
тигр.
Сравнительные характеристики.

1

1

1

1
1

1

1

1
22

47

48

49

50

51

52
53
54

55

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих
животных.
Пушные звери. Разведение на зверофермах.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные
звери в природе. Разведение на зверофермах.
Морские животные. Ластоногие.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие
признаки, внешний вид, среда обитания, питание,
размножение и развитие. Отличительные особенности,
распространение и значение.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих
животных.
Китообразные.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места
обитания, питание. Способ передвижения. Особенности
вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих
животных.
Охрана морских млекопитающих.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные,
занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень
и др.).
Игра «Зоологическое лото».
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие
животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид
и отличительные особенности. Образ жизни, питание,
места обитания. Охрана животных.
Игра «Зоологическое лото».
Приматы.
Общая
характеристика.
Знакомство
с
отличительными Приматы. Общая характеристика. Знакомство с
особенностями различных групп.
отличительными особенностями различных групп.
Тест по теме «Млекопитающие животные».
Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Виртуальная экскурсия в зоопарк.
Сельскохозяйственные животные. Корова.
Сельскохозяйственные животные.
Отличительные
особенности
внешнего
Современные фермы: содержание коров, телят. Виртуальная экскурсия на Корова.
строения. Особенности питания. Корма для коров.
ферму.
Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят.
Некоторые местные породы. Современные фермы:
содержание коров, телят.

1

1

1

1

1

1
1
1

1

23

56

57

58

59

60
61
62

63
64

Овца. Характерные особенности внешнего вида.
Овца. Характерные особенности внешнего вида.
Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в Распространение овец. Питание. Способность к
поеданию низкорослых растений, а также растений,
зимний и летний периоды.
имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в
экономике
страны.
Некоторые
породы
овец.
Содержание овец в зимний и летний периоды.
Верблюд. Приспособленность к условиям жизни.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания.
Приспособленность к условиям жизни. Значение для
человека.
Северный олень. Приспособленность к условиям жизни. Оленеводство.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания.
Приспособленность к условиям жизни. Значение.
Оленеводство.
Демонстрация видеофильма.
Свинья. Особенности внешнего вида.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего
вида, кожного покрова (жировая прослойка).

1

Свиноводческие фермы. Уход и кормление.
Лошадь. Особенности внешнего вида. Значение в народном хозяйстве.

1

Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление.
Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади,
тяжеловозы, рысаки.
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Содержание Кролик. Внешний вид и характерные особенности
кроликов.
кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
Обобщающее повторение по теме «Сельскохозяйственные животные».
Домашние питомцы. Собаки. Породы и уход.

65

Кошки. Содержание и уход.
66
67

Животные в живом уголке. Образ жизни. Уход.

Демонстрация видеофильма.
Домашние питомцы.
Собаки. Особенности внешнего вида. Породы.
Содержание
и
уход.
Санитарно-гигиенические
требования к их содержанию. Заболевания и оказание
первой помощи животным.
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы.
Содержание
и
уход.
Санитарно-гигиенические
требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые
мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход. Кормление.

1

1

1

1

1

1

1

1
1
24

Уборка их жилища.
68

Контрольный тест

9 класс

25

9 класс
ЧЕЛОВЕК

№ п/п

Колич
ество
часов

Тема урока

Введение. Общее знакомство с организмом человека.
(2 час)
1

2

Введение. Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и Роль и место человека в природе. Значение знаний о
укреплении здоровья.
своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке человека.
Краткие сведения о клетке и тканях человека.
Основные системы органов человека. Органы опоры
и
движения,
дыхания,
кровообращения,
пищеварения, выделения, размножения, нервная
система, органы чувств. Расположение внутренних
органов в теле человека.

1

1

Опора и движение ( 7 час)
Опора и движение. Скелет человека.
3
Значение опорных систем в жизни живых организмов. Развитие и рост костей.
4
5

6
7

Основные части скелета. Череп.

Скелет человека. Основные части скелета: череп,
скелет туловища (позвоночник, грудная клетка),
кости верхних и нижних конечностей.
Значение опорных систем в жизни живых
организмов: растений, животных, человека. Значение
скелета человека. Развитие и рост костей.
Череп.

Скелет туловища.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль
Практическая работа №1 «Определение правильной осанки». Инструктаж по правильной посадки и осанки человека. Меры
ТБ.
предупреждения искривления позвоночника. Грудная
клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей.

1

1
1

1
1
26

8
9

Практическая работа №2 «Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
костей (ребра, кости черепа, рук, ног)». Инструктаж по ТБ.
Сустав, его строение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.
Сустав, его строение. Связки и их значение.
Практическая работа №3 «Наложение шин, повязок». Инструктаж по ТБ.
Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.
Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Повторение по теме «скелет». Тест по теме «Скелет».

1
1

Мышцы ( 6 час)
Мышцы. Движение — важнейшая особенность живых организмов.
10

11

12
13
14
15

Движение — важнейшая особенность живых
организмов (двигательные реакции растений,
движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека.
Основные группы мышц в теле человека: мышцы
конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и
живота, мышцы головы и лица.
Наблюдения. Определение при внешнем осмотре
местоположения отдельных мышц.
Работа мышц. Утомление мышц.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание.
Практическая работа №4 «Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в Утомление мышц.
локте». Инструктаж по ТБ.
Наблюдения. Утомление мышц при удерживании
груза на вытянутой руке.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и
Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной развитие мышц. Значение физического труда в
правильном формировании опорно-двигательной
системы.
системы. Пластика и красота человеческого тела.
Тест «Опора тела и движение».

1

1

1
1
1
1

Кровообращение (11 час)
Кровообращение. Кровеносная система человека.
16
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды.
17

Передвижение веществ в организме растений
и животных. Кровеносная система человека.

1

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды.
Наблюдения. Элементарное чтение анализа крови.
Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов,

1
27

18
19
20
21

22

23

24

25
26

тромбоцитов.
Сердце.
Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в
грудной клетке.
Работа сердца. Пульс.
Работа сердца. Пульс. Кровяное давление.
Движение крови по сосудам.
Кровяное давление. Движение крови по сосудам.
Группы крови.
Группы крови.
Наблюдения. Запись в «Блокноте на память» своей
группы крови, резус-фактора, кровяного давления.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь,
Заболевания сердца. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
сердечная
недостаточность).
Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это
Первая помощь при кровотечении.
Практическая работа №5 «Обработка царапин йодом. Наложение повязок на почетно.
Демонстрация примеров первой доврачебной
раны». Инструктаж по ТБ.
помощи при кровотечении.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца.
Значение физкультуры и спорта для укрепления
сердца. Сердце тренированного и нетренированного
человека. Правила тренировки сердца, постепенное
увеличение нагрузки.
Наблюдения. Подсчет частоты пульса и измерение
кровяного давления с помощью учителя в спокойном
состоянии и после дозированных гимнастических
упражнений.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно Вредное влияние никотина, спиртных напитков,
- сосудистую систему.
наркотических средств на сердечно - сосудистую
систему.
Тест по теме «Кровообращение».

1
1
1
1

1

1

1

1
1

Дыхание (6 час)
27

Дыхание. Органы дыхания человека.

Значение
человека.

дыхания

для

растений,

животных,

1
28

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
28
29

Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

30

Влияние никотина на органы дыхания. Заболевания органов дыхания.

31

32

Озеленение городов, значение зеленых насаждений для здоровья человека.
Тест по теме «Дыхание».

Органы дыхания человека: носовая и ротовая
полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Демонстрация опыта. Обнаружение в составе
выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Газообмен в легких и тканях.
Гигиенические требования к составу воздуха в
жилых помещениях. Загрязнение атмосферы.
Запыленность и загазованность воздуха, их вредное
влияние.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха
для дыхания.
Влияние никотина на органы дыхания.
Передача болезней через воздух (пыль, кашель,
чихание). Болезни органов дыхания и их
предупреждение
(ОРЗ,
гайморит,
тонзиллит,
бронхит, туберкулез и др.).
Демонстрация
доврачебной
помощи
при
нарушении дыхания (искусственное дыхание,
кислородная подушка и т. п.).
Озеленение городов, значение зеленых насаждений,
комнатных растений для здоровья человека.

1
1

1

1

1

Питание и пищеварение ( 8 час)

33

34

Питание и пищеварение. Особенности питания растений, животных, человека.

Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека
Состав пищи. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода,
Авитаминоз.
минеральные соли. Витамины. Значение овощей и
фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Пища растительная и животная.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в
хлебе, картофеле.

1

1

29

35

Органы пищеварения.
Здоровые зубы — здоровое тело. Значение пережевывания пищи.

36
Глотание. Изменение пищи в желудке.
37

38

Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания.

39

Заболевания пищеварительной системы и их профилактика.
Тест по теме «Питание и пищеварение».
40

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод,
желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и
значение
зубов,
уход,
лечение).
Значение
пережевывания пищи.
Отделение слюны. Изменение пищи во рту под
действием слюны. Глотание. Изменение пищи в
желудке.
Демонстрация опытов. Действие слюны
на
крахмал.
Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи.
Нормы питания. Пища народов разных стран.
Культура поведения во время еды.
Демонстрация правильного поведения за столом во
время приема пищи, умения есть красиво.
Заболевания пищеварительной системы и их
профилактика (аппендицит, дизентерия, холера,
гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений.
Влияние вредных привычек на пищеварительную
систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

1
1

1

1

1

1

Выделение (3 час)
41

42

43

Выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности
организмов.
Органы образования и выделения мочи (почки,
Органы выделения.
мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный
Практическая работа №6 «Зарисовка почки в разрезе».
канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме
человека. Значение выделения мочи.
Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Предупреждение
почечных
заболеваний.
Практическая работа №7 «Простейшее чтение с помощью учителя результатов Профилактика цистита.

1

1

1
30

анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар)».
Размножение и развитие (5 час)
44

45

46

47

48

Биологическое значение размножения. Размножение человека.

Биологическое значение размножения. Размножение
растений, животных, человека.
Система органов размножения человека. Особенности мужского и женского Особенности мужского и женского организма.
организма.
Система органов размножения человека (строение,
функции, гигиена юношей и девушек в
подростковом возрасте). Половые железы и половые
клетки.
Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное
Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство.
развитие.
Роды.
Материнство.
Уход
за
новорожденным.
Рост и развитие ребенка.
Последствия ранних половых связей, вред ранней
Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности.
беременности. Предупреждение нежелательной
беременности. Современные средства контрацепции.
Аборт.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Культура межличностных отношений (дружба и
любовь; культура поведения влюбленных; добрачное
поведение; выбор спутника жизни; готовность к
браку; планирование семьи).
Пороки развития плода.
Пороки развития плода как следствие действия
алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и
вирусных заболеваний.

1

1

1

1

1

Покровы тела (5 час)
Покровы тела. Кожа и ее роль в жизни человека.
49

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для
защиты, осязания, выделения пота и жира,
терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.

1

31

50
51

52

53

Закаливание организма.

Закаливание организма (солнечные и воздушные
ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном
Практическая работа №8. «Выполнение различных приемов наложения повязок ударах, термических и химических ожогах,
на условно пораженный участок кожи». Инструктаж по ТБ.
обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика. Гигиена кожи.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез,
чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и
причины
их
появления.
Гигиеническая
и
декоративная косметика. Уход за волосами и
ногтями. Гигиенические требования к одежде и
обуви.
Обобщающий урок по теме «Кожа».
Тест по теме «Покровы тела».

1
1

1

1

Нервная система ( 8 час)
54
55
56
57
58
59
60
61

Нервная система. Значение и строение нервной системы (головной мозг).
Значение и строение нервной системы (спинной мозг и нервы).

Значение и строение нервной системы (спинной и
головной мозг, нервы).
Демонстрация модели головного мозга.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Эмоции. Внимание и
память.
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня.
Гигиена умственного и физического труда. Режим
дня.
Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна.
Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна.
Предупреждение перегрузок, чередование труда и
отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную Отрицательное влияние алкоголя, никотина,
систему.
наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы. Профилактика травматизма и заболеваний нервной Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит,
системы.
радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и
заболеваний нервной системы.
Обобщающий урок по теме «Нервная система».
Тест по теме «Нервная система».

1
1
1
1
1
1
1
1

32

Органы чувств (7 час)
Органы чувств. Орган зрения человека.
62

63

64

65
66
67
68

Значение органов чувств у животных и человека.
Орган зрения человека. Строение, функции и
значение.

Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена
повреждении глаз.
зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Демонстрация муляжа глаза.
Орган слуха человека. Заболевания органа слуха.
Орган слуха человека. Строение и значение.
Заболевания
органа
слуха,
предупреждение
нарушений слуха. Гигиена.
Демонстрация муляжа уха.
Органы осязания.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая
оболочка языка и полости носа, кожная
чувствительность:
болевая,
температурная
и
тактильная). Расположение и значение этих органов.
Органы обоняния и вкуса.
Охрана органов чувств.
Охрана всех органов чувств.
Тест по теме «Органы зрения и слуха».
Повторительно-обобщающий урок по курсу «Человек».
Контрольный тест «Организм человека».

1

1

1

1
1
1
1

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.